Мифология
Все герои олимпийской эпохи собрались вместе чтобы убить калидонского вепря.
24-08-2020, 00:15

Калидонская охота, или Месть богини Артемиды. 16+

Калидо́нская охо́та (Καλυδώνια θήρα) — один из наиболее распространённых древнегреческих мифов. Миф о охоте на калидонского вепря объединяет сказания о многих героях островной и материковой Греции олимпийской эпохи. Среди них были Кастор и Полидевк из Спарты, Тесей из Афин, Нестор из Пилоса, Ясон из Иолка, Адмет из Фив и другие. В разных версиях насчитывается от двадцати, до более чем пятидесяти героев принимающих участие в калидонской охоте.

Подобно поискам Золотого Руна (Аргонавтика) или Троянской войне, имевшим место в следующем поколении, Калидонская охота является одним из узлов, в которых объединяются многие греческие мифы.

Мелеагр убивает калидонского вепря, 1677. Теодор Бойерманс.
Мелеагр убивает калидонского вепря, 1677. Теодор Бойерманс.

Сюжет

Царь Калидона (города в Южной Этолии) Ойней, супруг Алфеи, собрав обильный урожай принес жертвы всем богам, но забыл богиню-охотницу Артемиду, и тем самым оскорбил её. Разгневанная богиня наслала на Калидон огромной величины свирепого кабана (калидонского вепря), который уничтожал посевы и скот, с корнем вырывал садовые деревья и убивал прячущихся за городские стены жителей.

Кровью сверкают глаза и пламенем; шея крутая;
Часто щетина торчит, наконечникам копий подобно, —
Целой оградой стоит, как высокие копья, щетина.
Хрюкает хрипло кабан, и, кипя, по бокам его мощным
Пена бежит, а клыки — клыкам подобны индийским,
Молния пышет из уст: листва от дыханья сгорает.
— Овидий. Метаморфозы. Книга VIII. 284    

Горе такое на них Артемида богиня воздвигла,
В гневе своем, что Иней с плодоносного сада начатков
Ей не принес; а бессмертных других насладил гекатомбой;
Жертвы лишь ей не принес, громовержца великого дщери:
Он не радел, иль забыл, но душой согрешил безрассудно.
Гневное божие чадо, стрельбой веселящаясь Феба
Вепря подвигла на них, белоклыкого лютого зверя.
Страшный он вред наносил, на Инея сады набегая:
Купы высоких дерев опрокинул одно на другое,
Вместе с кореньями, вместе с блистательным яблоков цветом.
— Гомер. Илиада. Песнь IX. Посольство. 533


Чтобы убить вепря Ойней решил устроить охоту, и созвал самых отважных героев Эллады, пообещав в награду тому, кто убьет зверя, его шкуру и клыки. В итоге, в калидонской охоте принимали участие почти все герои олипийской эпохи. К сожалению, среди них не было Геракла который был занят охотой на другого, Эриманфского вепря также посланного Артемидой. Возглавил охоту неуязвимый Мелеагр, сын Ойнея.

Хитрость Артемиды

Среди героев была и одна женщина — прекрасная дева—охотница Аталанта известная мастерской стрельбой из лука и быстрыми ногами. Она была преданной жрицей Артемиды, давшей ей клятву хранит девственность. Узнав о том, что охотиться на посланного ею вепря собрались самые отважные герои Артемида послала ее чтобы посеять раздор среди охотников.

Некоторые черты мифа об Аталанте (вскармливание её молоком медведицы, девственность Аталанты, успехи в охоте) сближают её с богиней-девственницей Артемидой и позволяют считать её ипостасью этой богини охоты. 

После девятидневного пира некоторые мужчины стали говорить, что непристойно им выходить на охоту вместе с женщиной. Но Мелеагр, который был женат на Клеопатре, дочери Идаса и Марпессы, но в тоже время влюбленный в Аталанту, принудил их выйти на охоту вместе с ней.

Охота

Герои загнали вепря в мрачный болотистый лес. В схватке, Гилей и Анкей погибли от клыков зверя, а Пелей нечаянно поразил дротиком Эвритиона. Первой ранила вепря Аталанта, поразив его стрелой в спину, вторым – Амфиарай, попав ему в глаз. Мелеагр же добил зверя, поразив его копьем в пах.
Охота Мелеагры и Аталанты, 1616 — 1620 гг. 257 x 416 см. Венский музей истории искусств
Рубенс. Охота Мелеагры и Аталанты, 1616 — 1620 гг. 257 x 416 см. Венский музей истории искусств

Мелеагр и Аталанта, ок.1770 г, Ричард Уилсон
Мелеагр и Аталанта, ок.1770 г, Ричард Уилсон

Калидонская охота, ок. 1636. 162 х 264 см. Питер Пауль Рубенс. Мадрид, Прадо
Калидонская охота, ок. 1636 г. 162 х 264 см. Питер Пауль Рубенс. Мадрид, Прадо.

Раздор

Шкуру убитого зверя по праву должен был получить Мелеагр, но вместо этого он отдал награду Аталанте, так как именно она пустила первую кровь вепря.

А победитель, поправ грозивший погибелью череп,
Молвил: «По праву мою ты возьми, нонакрийская дева,
Эту добычу: с тобою мы славу по чести разделим». 
Тотчас он деве дарит торчащие жесткой щетиной
Шкуру и морду его с торчащими страшно клыками, —
Ей же приятен и дар, и сам приятен даритель
— Овидий. Метаморфозы. Книга VIII. 425

Этот подарок стал причиной раздора между охотниками и последующих убийств, и войны.

Дяди Мелеагра, Плексипп и Токсей, сыновья Фестия, униженные тем, что трофей достался женщине, несмотря на то, что в охоте участвовали мужчины, отняли у Аталанты шкуру, говоря, что поскольку Мелеагр отказался от награды, она по праву рождения должна перейти им. В гневе Мелеагр убил их и снова отдал шкуру Аталанте, что привело к междоусобной войне между калидонцами и куретами. В результате войны погибли жена и все сыновья Ойнея, включая Мелеагра.
Мелеагр дарит шкуру калидонского вепря Аталанте. Даниэль Мейтенс Младший, между 1665-1688
Мелеагр дарит шкуру калидонского вепря Аталанте. Даниэль Мейтенс Младший, между 1665-1688
Мелеагр и Аталанта. Геррит ван Хонтхорст, 1632
Мелеагр и Аталанта. Геррит ван Хонтхорст, 1632
Аталанта и Мелеагр. Питер Пауль Рубенс, ок.1616 г. 133,4 см х 106,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Аталанта и Мелеагр. Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 г. 133,4 см х 106,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк 
Мелеагр и Аталанта, ок. 1635 г. 76 х 57.5 см. Питер Пауль Рубенс и мастерская. Коллекция Ротшильдов, замок Феррьер
Мелеагр и Аталанта, ок. 1635 г. 76 х 57.5 см. Питер Пауль Рубенс и мастерская. Коллекция Ротшильдов, замок Феррьер.


Гибель Мелеагра 

Когда мать Мелеагра узнала о том, что он убил ее братьев, в порыве гнева она решила умертвить сына. Стоит отметить, что миф об Алфее и Мелеагре зародился в эпоху материнского права, когда брат матери считался более близким родственником, чем сын.

Алфея достала из шкатулки полено, от которого зависела жизнь Мелеагра. Когда мальчику исполнилось семь лет (по некоторым версиям его настоящим отцом был бог войны Арес), она услышала предсказание: «Мелеагр умрет тогда, когда сжигаемая на жертвеннике головня сгорит дотла». Таким образом Мелеагр был неуязвим, пока полено было надежно спрятано его матерью.

Алфея сожгла головню, и Мелеагр внезапно умер.
 
Смерть Мелеагра, ок. 1658, Шарль Лебрен (1619 - 1690)
Смерть Мелеагра, ок. 1658, Шарль Лебрен (1619 - 1690)

По другой версии, проклятый матерью Мелеагр был лишен неуязвимости и погиб на начавшейся войне спасая свой город.

Осознав, к чему привёл её гнев, Алфея и жена Мелеагра Клеопатра повесились. Софокл в не дошедшей до нас трагедии добавил, что оплакивавшие брата сёстры Мелиагра были превращены в птиц цесарок, и Артемида перенесла их на остров Лерос, прибежище всех грешников. Лишь Деянира (будущая жена Геракла) и ещё одна сестра Горга сохранили человеческий облик благодаря вмешательству Диониса.

Отражение в искустве 

Поскольку в этом мифическом событии собралось множество героев, среди которых было много тех, кто в классические времена почитался как прародителей своих местных правящих домов среди племенных групп эллинов, охота на калидонского кабана была естественным предметом в классическом искусстве, поскольку она была благоухающий паутиной мифов, которая собиралась вокруг его главных героев в других случаях, вокруг их полубожественного происхождения и их потомков.

Сцены калидонской охоты нашли широкое отражение в античной пластике: рельефы храма Афины в Тегее и римские саркофаги, произведения вазописи («ваза Франсуа» — кратер работы Клития и Эрготима), помпейские фрески и др.

Вэпоху барокко был особенно распространён сюжет «Мелеагр приносит Аталанте голову вепря» , т. к. позволял воплощать весьма популярные в тот период сцены охоты.

Особенно отличился знаменитый живописец Питер Пауль Рубенс создавший по крайней мере шесть полотен на сюжет калидонской охоты.


Скульптура Аталанта и Мелеагр (Диана и Эндимион), ок. 1720. Джон Чир (John Cheere; 1709–1787). Вестпарк, Бедфордшир, Англия
Аталанта и Мелеагр (Диана и Эндимион), ок. 1720. Джон Чир (John Cheere; 1709–1787). Вестпарк, Бедфордшир, Англия
Аталанта и Мелеагр с калидонским кабаном. ок. 1564-1565. Франческо Моска
Аталанта и Мелеагр с калидонским кабаном. ок. 1564-1565. Франческо Моска
Фрагмент саркофага со сценой охоты на Калидонского вепря. Мрамор. III в. н. э.
Фрагмент саркофага со сценой охоты на Калидонского вепря. Мрамор. III в. н. э., Археологический музей античной Капуи
Римский мраморный саркофаг с изображением Калидонской охоты
Римский мраморный саркофаг с изображением Калидонской охоты
Аталанта, скульптор Фрэнсис Дервент Вуд, 1909 год
Аталанта, скульптор Фрэнсис Дервент Вуд, 1909 год.
«Смерть Мелеагра». Мрамор, II век нашей эры (сильно отреставрированный), возможно, часть римского саркофага.
«Смерть Мелеагра». Мрамор, 160-170 г. н. э. нашей эры (сильно отреставрированный), возможно, являлся частью римского саркофага. В 1615 г. рельеф был вмонтирован в фасад виллы Боргезе в Риме. В Лувре находится с 1807 г.