4 июня 2017 4.06.17 20 38K

Endless Space 2: Обзор

Созданный на Земле аппарат вырвался за пределы Солнечной системы, самые удалённые объекты которой, включая Нептун и Плутон, мы теперь можем рассмотреть на фото. Зонд «Кассини» развернул перед нами панораму колец Сатурна, а учёные из NASA буднично подсчитывают потенциально обитаемые миры за тридевять световых лет. И, хочется верить, не за горами колонизация Марса — человечество будто бы заново попало под обаяние космоса. Возможно, поэтому в последнее время так популярны стратегии о строительстве звёздных империй — Galactic Civilizations III, Master of Orion, Stellaris… Вот и разработчики из Amplitude предлагают взгляд на тот вариант будущего, где сталкиваются интересы диковинных рас и сражаются на орбитах планет их армады. Вопрос лишь в том, убедительнее ли эта картина, чем остальные.

«Открылась бездна звёзд полна»

У прохождения Endless Space 2 много общего с работой над произведением искусства. Как берущий в руку карандаш художник или писатель, садящийся за рассказ, геймер ещё до первого хода хотя бы примерно воображает, каким макаром вести партию и что должно получиться в финале. Выбрать ли из восьми рас Несгибаемых с их беспощадным пацифизмом, рвануть ли к научной победе вместе с Софонами, построить ли скупающую планеты корпорацию Люмерис или же разговаривать с соседями на языке угроз, насилия и порабощения — тут нет равных Пожирателям. Иначе говоря, фракции в игре отличаются не мелкими бонусами, а основательно. К тому же никто не мешает вывести собственную расу атомных мутантов с восьмиугольными телами, которые питаются кровью. Наконец, какую форму придать Галактике и до какого возраста её состарить? В поиске ответов нет ничего сложного, если вы подходите к игре обстоятельно — как того и требуют 4X-стратегии.

Вступительный ролик Империи людей стилистически напоминает агитку инопланетян из XCOM 2.
Вступительный ролик Империи людей стилистически напоминает агитку инопланетян из XCOM 2.

Итак, у вас есть план. И вы начинаете его воплощать: с планетой на отшибе и двумя кораблями — исследовательским и колонизаторским. А от первых ходов, как это водится, зависит многое. С каких построек и технологий начать? Куда отправить зонды и что за аномалии они встретят по пути? Повезёт, если под боком есть богатый ресурсами мир — с хорошим заделом на производство зданий и пропитание граждан. Иначе сядут поселенцы на шарик уныния и будут грызть камни вместо хлеба. Хотя обжиться дают где угодно — на леднике, в пустыне, на вулкане или пепле, — для колонизации такой экзотики нужно открыть соответствующие технологии.

Бывает и так, что изобильным место не назовёшь, но оно даёт титан, гиперий и, скажем, немного адамантия — сюда есть смысл втиснуть хотя бы небольшое поселение. Ведь того и гляди здесь обоснуется противник. Даже, казалось бы, пустые системы, где нет ничего, кроме чёрной дыры или туманности, всё равно приносят мощный бонус после включениях их в сферу влияния. Шутки ради авторы разрешают исследовать и знакомую по Endless Legend Ауригу — правда, весна на ней уже никогда не наступит.

И на каждом шагу игра поручает задания разной степени важности, от сюжетных — у каждой расы они свои — до мелочи, где надо выбрать меньшее из зол. Например, использовать ли встреченных на фронтире животных как скот или наладить с ними общение? Решить судьбу восстания рабочих, вернуться к древним руинам с набором ресурсов роскоши, помочь потерпевшим крушение путешественникам, выполнить задание одной из малых рас, не расселяющихся дальше родных систем, — подобных событий в Endless Space 2 предостаточно, и они здорово разнообразят паузы между ходами. А ещё вносят элемент случайности. Вместе с научным развитием, экономикой и политикой это запросто сводит изначальный замысел на нет, но вместе с тем помогает выстроить свою историю покорения космоса. В том и прелесть творчества, что, занимаясь им, учишься принимать решения на лету и менять подход к проблемам.

Не так важен размер владений, как могущество владельца.
Не так важен размер владений, как могущество владельца.

Партия сказала: «Надо» — колонист ответил: «Есть!»

Космос, конечно, вечный, но не резиновый, поэтому рано или поздно в нём назревает конфликт. И чтобы встретить врага достойно, а не со спущенными штанами, нужно уделять внимание сразу нескольким аспектам развития. Открывая технологии в четырёх областях знаний, придерживаться золотой середины — сейчас, допустим, изучаем межпланетный агробизнес для общения с малыми фракциями, а потом берёмся за бронетехнику для усиления гарнизонов. Скорость работы учёных зависит от очков науки, которые тоже не с потолка капают — нужны здания и, как вариант, благоприятный для исследований политический режим. А он, как и всё производство в целом, зависит от настроений на периферии: какой партии симпатизируют поселенцы, насколько развито у них производство, много ли населения участвует в труде и обороне.

Вообще, система политики — гордость и краса Endless Space 2. У вас есть шесть партий — милитаристы, пацифисты, промышленники, экологи, учёные и верующие. И каждая получает долю голосов в Сенате после выборов раз в двадцать лет, причём результаты голосования могут разниться от системы к системе. Скажем, в Квадрусе коренные жители всеми клешнями за холодильник битком и здоровый тяжпром, а в Арктуре из-за эмигрантов растёт лобби «зелёных». Но ничто не вечно: политика здесь, как и в реальной жизни, штука переменчивая. Во-первых, популярность той или иной идеологии зависит от действий игрока: если бряцать оружием, строить бункеры да крейсеры и ударяться в агрессивную риторику, возрастает удельный вес сторонников войны. Во-вторых, на Сенат можно повлиять, потратив пыль и очки влияния (местные аналоги валюты и культуры), либо — как же без этого — внаглую подтасовать результаты выборов. Малоэффективно? Устройте переворот, приведя к власти одну-единственную партию.

Новые миры встречают симпатичными заставками; жаль, эти картинки часто повторяются.
Новые миры встречают симпатичными заставками; жаль, эти картинки часто повторяются.

Наконец, немаловажную роль в общественной жизни играют герои — с ними связан отдельный квест по поиску Академии, откуда они, собственно, и вербуются. Хотя у каждой такой личности изначально есть специальность — один хорош как администратор, другой как военный, а вот вам без пяти «скиллов» акула бизнеса, — назначать их на посты можно произвольно. А там — улучшать их способности по мере накопления опыта. При этом губернатор из учёных представляет свою партию в Сенате, а адмирал топит с трибуны за милитаризм. И раз уж поначалу обходишься единственным героем (а без связи с Академией — сидишь с ним довольно долго), именно он и делает политическую погоду. Практическая же польза в том, что партия у власти даёт доступ к определённым законам, и чем опытнее сенаторы, тем больше козырей у них в рукавах: представленный в парламенте вояка открывает бонусы для развития флота, а «белый воротничок» подстёгивает индустрию. Принимай хоть десять биллей сразу — лишь бы хватило очков влияния.

На фоне такой тщательной проработки внутренней политики, внешняя, увы, выглядит удручающе. Действия противников предсказуемы, будто соперничество деревень Вилларибо и Виллабаджо из старой рекламы, — те же Пожиратели начинают с требования дани, а Люмерис заканчивают экономической победой. Это не значит, что их легко заткнуть за пояс, но, попав в одно созвездие с той или иной фракцией, уже примерно знаешь, к чему готовиться и как строить дипломатию. С кем будешь воевать, с кем — торговать. И кто раньше захватит приглянувшуюся систему — методы колонизации, как и методы менеджмента, у каждой расы свои. Играете за Софонов — не жалуйтесь на ветви Несгибаемых, удавившие ваш аванпост в зародыше.

Эскадра первой величины и второй свежести

Последний довод королей (ну или звёздных лордов) — это, понятно, война. А для победы в сражениях нужен крепкий флот. Ковать военное железо нам предлагают в два этапа: открывая типы кораблей в рамках научных исследований и добавляя к стандартным корпусам модули на верфи. Потому что любое судно по умолчанию — бестолковая болванка с минимальным вооружением на борту. Строится эта посудина настолько же быстро, насколько и рвётся в клочья вражескими канонирами. Но немного возни в редакторе и пара технологий для разблокировки ячеек на корпусе — и готов грозный дредноут. Сохранив удачный проект, можем собирать из таких звездолётов флотилии. Это удобно, но есть нюанс: в пылу войны недолго забыть об очередном «апгрейде» и нарваться своими фрегатами пятого поколения на какие-нибудь Когти-8.

Капитан Врунгель одобряет: превращаем «Беду» в «Победу».
Капитан Врунгель одобряет: превращаем «Беду» в «Победу».

Иногда же, наоборот, выгодно разгрузить транспорт от турелей и ракетных установок — например, поставить на корабль-исследователь дополнительные зонды вместо пушки, чтобы изучать за ход больше аномалий и систем. В отдельных случаях даже самый полезный модуль бывает помехой, ведь чем больше оборудования, тем дольше строительство. С другой стороны, безоружному судну нечего противопоставить пиратам, которые начинают донимать практически сразу, не говоря уже об участии в крупных битвах.

Досадно, что в Endless Space 2 силы сторон сходятся стенка на стенку. Перед сражением нам дают выбор из трёх тактик для «чайников» — например, эскадра с хорошей защитой принимает удар на обшивку и прогибается в авангарде, чтобы заманить противника в кольцо, а атакующие звездолёты действуют ровно наоборот. Дальше — дело статистики и желания смотреть ролик, по-киношному демонстрирующий, как звучит в вакууме выстрел из бластера или взрыв имперского крейсера.

То же самое происходит, когда оккупируешь планету конкурента: у вас, условно говоря, пятьсот десантников, а у него — триста пехоты и десяток танков. Сошлись — разбежались зализывать раны. И всё без какого-либо участия со стороны игрока, поэтому даже хорошо, что теперь схватки протекают в одну стадию, а не в три, как в оригинале. Так что после пары-тройки подобных сражений их анимацию просто пропускаешь, чтобы скорее получить результат.

Смотреть на такие баталии можно, а вот вмешиваться — нет.
Смотреть на такие баталии можно, а вот вмешиваться — нет.

«Звёздные войны» под микроскопом

Endless Space 2 увлекательна, но вовсе не идеальна. Да и авторы привили ей не все удачные механики Endless Legend — например, дело с распределением жителей по специальностям там оформлено куда лучше и удобнее. А удовольствие от управления космической империей то и дело портят баги, среди которых попадаются такие, что приходится перезапускать игру, — как, допустим, пропадающая возможность начать бой, из-за чего и ход-то завершить нельзя. Или бесят «тормоза» во второй половине партии. Но изъяны игры не отменяют её обаяния: здесь действительно чувствуешь себя правителем звёздных систем и вершителем судеб, отправляющим экспедиции и карательные эскадры к чёрту на кулички.

Сотрудники Amplitude создали масштабное, всесторонне продуманное и в то же время органичное произведение, которое не скачет с пятого на десятое, но и не прощает ошибок. Да, это развитие идей предыдущих игр студии, поэтому разрыва шаблонов вы не дождётесь, но не наломать дров, оставив исправно работающие вещи как есть, тоже надо уметь. Знакомиться с 4X-стратегиями посредством Endless Space 2, пожалуй, бессмысленно — она громоздка и требует долгого, терпеливого постижения азов. Зато поклоннику жанра подарит десятки настолько же увлекательных, насколько и напряжённых часов у монитора. Причём, в отличие от Stellaris, которой остро не хватало контента на старте продаж, здесь в этом смысле полна коробочка.

Плюсы: атмосфера космического приключения, которую дополняют квесты с принятием решений; уникальные фракции и продуманный геймплей политики, науки, развития колоний; графика и музыкальное оформление вдохновляют.

Минусы: сражения по-прежнему стенка на стенку; предсказуемый ИИ; в нюансах чёрт ногу сломит; хоть и редкие, но раздражающие баги.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Endless Space 2

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
19 мая 2017
165
4.2
110 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Не знаю, я бы поставил «Изумительно». Баги пофиксят (разрабы уже извинились за плохой запуск), а остальные минусы слишком натянутые. Да и те же пресловутые космические сражения сделали огромный шаг по сравнению с ES1.
Лично для меня — стратегия года (хотя вроде не то чтобы много выходило стратегий в этом году).
Полностью поддерживаю, приятно видеть 4-х стратегии еще живы и Endless Space 2 отличный пример как развивать серию.
А какие у Амплитудов художники! Помню, как в свое время полез в интернет посмотреть арты к Endless Space и залип часа на полтора.
Космические сражения изменились с 1 части, убрали странные карточки «камней ножниц и бумаги», вместо этого дали не просто
выбор из трёх тактик для «чайников»
Всего их, кстати, за 30, а разные дистанции сближения со своими эффектами. Как говорилось ранее, бой протекает не в 3 фазы (дальняя, средняя, ближняя) а сразу на всех дистанциях, и при сражениях важно выбрать, в какую тебе нужно вклиниться, дабы плазмомёты врага не растерзали бедную тушку разведчика на близкой дистанции и начать бой с противоположного края, используя ракеты или лазеры
Ага, на фоне «Изумительно» у Endless Legend «Похвально» тут выглядит странно.
Потому что они не нужны. Они только перегрузят игру и выбьют из ритма. Плюс, в мультипелеере их всё равно придётся отключать.
Есть категория игроков которым нужны и интересны. За хорошие тактические бои я могу простить игре и отсутствие нормальной дипломатии, баги и ценник, но увы.
Обзор отдадите Денису или Мише?
Потому что сделали их в 2006:)
Очень и очень хорошая игра. А еще она невероятно дорого и стильно выглядит, это вроде далеко не главное в 4X, но весьма приятно. Огромный шаг вперед после Endless Legend и тем более Space.
Игра классная, продуманное древо технологий очень порадовало. Единственное, что мне не понравилось, так это наземные сражения, прям тетрис какой то, тут что-то разрабы поленились.
Stellaris имхо очень неплохо выглядит для игр своего жанра, и музыка атмосферная, тем более запилили плеер, можно отключить не понравившиеся композиции. А так да,
Могли бы и пошутить ради приличия про нюанс.
Не согласен с оценкой лишь из-за двух минусов выделенных автором обзора. Баги частая проблема всех ААА проектах на ПК, а предсказуемый ИИ в 4Х стратегиях как по мне делаются в подобных играх для того, чтобы мы изучили все особенности всех фракций для будущего мультиплеера.
Лично мне игра не зашла, она слишком громоздка на мой взгляд и это убивает весь интерес к игре, а вот за музыку спасибо.
Блин, вот если бы совместить музыку и графику Ensdless space с механикой Stellaris'a… жаль что такое врядли когда нибудь произойдёт.
Endless Legend для 4X-стратегии была слишком казуальна

Там просто мало всего. Те же технологии, которые скоро перестают приносить что-то новое и дают исключительно+5% к урону или +20% к мане.
Endless Legend для 4X-стратегии была слишком казуальна, что ли. И это говорю я – человек, который не считает себя спецом и большим поклонником подобного сеттинга. Надеюсь, Endless Space 2 сложнее и тоньше.
2017 год. Разработчики 4Х стратегий до сих пор не могут сделать нормальные тактические бои…
Читай также