Боги тоже плачут. Обзор брутальной God of War — главного кандидата на игру года

27 151
28 апреля 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Onliner.by

Боги тоже плачут. Обзор брутальной God of War — главного кандидата на игру года

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Onliner.by

Новость о перезапуске God of War воспринималась неоднозначно: то, что исправно работало на протяжении примерно десяти лет, вдруг решили в корне изменить. На самом деле еще третья часть игры показала, что серия стоит на месте. Кратос к тому времени уже перебил практически весь пантеон древних богов, и сражаться ему было, в общем-то, не с кем. В Santa Monica Studio это поняли и решились на эксперимент.

Богу нужен отдых

Постаревший, уставший от жизни, молчаливый — таким бога войны мы еще не видели. Наконец-то за всю серию нам показывают проработанного главного героя. Пусть Кратос скуп на эмоции, но все же он воспринимается гораздо естественнее того примитивного сгустка ненависти и злобы, который был в прежних God of War.

С сыном Атреем он отправляется в долгое путешествие на вершину горы — оставить прах жены. Отношения между героями занимают центральное место в сюжете. Атрей по натуре любопытный, как и полагается мальчишке: постоянно что-то спрашивает, встревает куда не надо, пропадает, не может попасть в добычу и, похоже, всячески раздражает отца. Кратос же суров как никогда. «Нет!», «Не знаю», «Захочу узнать твое мнение — спрошу», «Ты не готов» — несчастный ребенок, только что потерявший мать, в большинстве случаев слышит примерно такие фразы. При этом даже скудные диалоги полны юмора и иронии — сценаристы прошлых частей, похоже, были не в курсе значения этих слов.

Истории как таковой мало — игра, что непривычно для серии, заставляет читать дневник, разговаривать с персонажами (а не только перерезать им горло, выдавливать глаза и выпускать кишки), гадать над событиями. Почти сразу нам дают понять: впереди много сюрпризов, сюжет не так прост. Сперва мы переживаем зверский и потрясающе поставленный бой с незнакомцем, который явно знает прошлое Кратоса, затем нам намекают, что мы ввязались в нечто нехорошее, но сценаристы долгое время ограничиваются лишь скупыми намеками.

На смену древнегреческой мифологии пришла скандинавская. Антураж соответствующий: леса, заснеженные горы, расщелины и все в таком духе. Больше никаких угроз Зевсу и эффектной расправы над Посейдоном: Кратос на удивление спокоен и никого не хочет убивать — только выполнить важное для него самого задание. Но забыть прошлое ему не дают.

Переосмысление

God of War образца 2018 года — это уже не столько слэшер, сколько экшен с элементами ролевой игры. Боевая система переосмыслена и теперь напоминает ни много ни мало Bloodborne: обдуманные атаки, частые перекаты, выжидание удобного момента для удара — и это речь о рядовых боях, а не сражениях с боссами (которых, увы, очень мало).

Раньше Кратос был машиной смерти: рубил всех направо и налево, разрывал врагов голыми руками, давил напором, а если мы проигрывали бой, то зачастую это значило, что нужно просто быстрее жать на все кнопки подряд — там какое-нибудь комбо да сработает. Теперь же бои чуть потеряли в темпе, но стали более сложными и разнообразными.

Кратос изрядное количество времени проведет с огромным топором под названием Левиафан, который причиняет урон холодом. Важнейший прием — метание этого орудия. Причем возвращается оно не автоматически — нужно снова нажать кнопку, чтобы «призвать» его. На нехитрой механике завязана масса геймплейных ситуаций.

Во-первых, Левиафаном мы замораживаем подвижные механизмы и таким образом продвигаемся дальше. Во-вторых, некоторые бои можно выиграть вообще не приближаясь к противнику — особенно это пригодится в сражениях с огромными троллями. В-третьих, прием создает великолепные игровые моменты. Например, швырнули топор в противника, оружие застряло в теле. Между гадом и вами появился еще один враг — притягиваем Левиафан, и тот на обратном пути пронзает оказавшегося на пути несчастного.

Каждый тип противника требует своего подхода. Быстрые волки нападают стаями, и точечные атаки против них неэффективны; некоторые бойцы взрываются перед окончательной гибелью — таких лучше держать на расстоянии; тролли хоть и неповоротливы, но одним ударом наносят сильный урон и так далее. В боях это приводит к тому, что нужно все время открывать и пробовать новые приемы. А еще у нас теперь есть полноценный помощник.

Атрей — не ходячая проблема, как, например, Эшли в Resident Evil 4, а вполне себе подспорье в сражениях. Луком он орудует бойко, прыгает на противников и пытается их задушить, и по мере прокачки его помощь будет все более ощутимой.

Обои для рабочего стола

Мир в игре псевдооткрытый: вроде как и есть свобода, но по факту это просто очень большие локации с одной дорожкой к выходу. Такой вариант оптимален для God of War. Бог войны не может быть на побегушках у случайных персонажей, которые заваливали бы его квестами. Кратос всячески это показывает: на редкие предложения сайд-квестов он отвечает в духе «у нас нет времени, но если по пути, то может быть».

Линейность оправданна в том числе и сюжетно: герой не раз напоминает, что мы отправились в опасное путешествие ради высокой цели, поэтому нечего глазеть по сторонам. Но, честно говоря, удержаться от этого сложно — God of War просто до одури красива. Здесь определенно лучше графика на PlayStation 4, и дело не только в технической стороне вопроса — текстурах, детализации и далее по списку. Локации были сделаны идеальными с точки зрения эстетики: одну только полянку возле дома ведьмы можно в полном восхищении разглядывать минут двадцать.

Причем своеобразная эстетика касается и боев. До релиза были опасения, что Кратос, скажем так, немного размяк в угоду трендам, и особо жестоких расправ мы уже не увидим. Насколько же приятно было узнать, что мы ошиблись: герой разрубает противникам головы, ломает позвоночники, выкалывает глаза, купается в крови. Плюс невероятная постановка: Кратос подлетает метров на двадцать в воздух и обрушивает здоровенную дубину на тролля, буквально расплющивая его голову, — это просто нужно видеть.

А вот присущий серии гигантизм утратил былые масштабы. Если начало God of War 3 было в этом плане эталоном, то здесь подобный размах практически не встречается, хотя Кратосу придется и покрутить огромные механизмы, и сразиться с боссами, которые едва на экране умещаются. Игра будто переросла свои предыдущие части: мол, старые God of War — эффектные, но пустые слэшеры, а теперь у нас серьезная история, более продуманный геймплей.


Серьезная заявка на игру года, превзошедшая ожидания. Это огромное произведение, которое нужно изучать не торопясь, разгадывая все секреты. Забудьте о всяких скоростных прохождениях ради рекордов — новая God of War совершенно иного формата. Радикальная смена антуража пошла на пользу. Да, сюжета и боссов хотелось бы побольше, но придраться можно к чему угодно. Другого столь масштабного и проработанного слэшера просто нет, и в ближайшем будущем, учитывая редкость жанра, такой появится вряд ли.

9
Оценка Onliner.by
Наряду с Uncharted 4: A Thief’s End — главная причина купить PlayStation 4. С такими эксклюзивами у Sony еще долго будет порядок с продажами консолей.
Нравится
Свежий антураж
Потрясающая графика
Отличная постановка
Разнообразие боевой системы
Не нравится
Боссы измельчали
Сюжет слишком обрывочен

Редакция благодарит магазин Gamepark за предоставленную для обзора игру

Игровые приставки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by