Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Tuesday, July 24, 2018

Калидонская охота: почему Рубенс рисовал ее четыре раза?




В королевстве, где все тихо и складно,
Где ни войн, ни катаклизмов, ни бурь,
Появился дикий вепрь огромадный -
То ли буйвол, то ли бык, то ли тур.
Сам король страдал желудком и астмой,
Только кашлем сильный страх наводил,
А тем временем зверюга ужасный
Коих ел, а коих в лес волочил.

Владимир Высоцкий. «Про дикого вепря»






Очень может быть, что Владимир Высоцкий, сочиняя свою песню, был знаком если не с «Метаморфозами» Овидия, то с изложением этого мифа. 

Вот что рассказывает нам Овидий:

Вепрь был, - Дианы слуга и ее оскорбления мститель.
Царь Оэней, говорят, урожайного года начатки
Вышним принес: Церере плоды, вино же Лиэю,
Сок он Палладии возлил белокурой богине Минерве.
Эта завидная честь, начиная от сельских, досталась
Всем олимпийским богам; одни без курений остались,
Как говорят, алтари обойденной Латониной дщери.
Свойственен гнев и богам. "Безнаказанно мы не потерпим!
Пусть нам почтения нет, - не скажут, что нет нам отмщенья!" -
Молвит она и в обиде своей на поля Оэнея
Вепря-мстителя шлет…


Итак, богиня Диана не получила полагающихся ей почестей,решила покарать нечестивцев и послала им наказание: ужасного вепря. Чтобы избавиться от этого бедствия, царь этой местности пригласил на охоту всех легендарных героев того времени (их перечислено у Овидия 28) и одну прелестницу, которая стала причиной последовавших за охотой бедствий – Аталанту.

Некоторые из этих охотников были когда-то изображены, вылеплены, высечены в камне (часть изображений дошла до наших дней). Калидонская охота тоже была изображена не один раз. И не только в античные времена.

Один из героев Калидонской охоты – вепрь. Его изображение на древних вазах вполне достоверно. Оно очень походит на современного бородавочника, обитающего в Африке. Может быть, во времена греческого эпоса бородавочник обитал и в Греции.


1611 год


1618 год


1628 год


1636 год


Бородавочник в Африке

Достоверность портретов остальных – нулевая. Тем более, когда речь идет о картинах, написанных в середине прошлого тысячелетия. А сюжет был и хорошо известен, и привлекателен своей красочностью и драматичностью. Питер Пауль Рубенс возвращался к нему четыре раза. Художник почти буквально воспроизводит на своих полотнах описание Овидия, но каждый раз немного по-разному (за исключением последнего варианта, когда картина воспринимается скорее как пейзаж, чем сцена охоты).


Рубенс, Калидонская охота,1611 год, 59х90 см, Getty museum, Лос-Анджелес, США

Самый ранний вариант – 1611 год. На лошадях – близнецы Кастор и Поллукс, с копьем – Мелеагр, женщина чуть позади него (она только что пустила стрелу, лук – в левой руке) – Аталанта, на земле – Анкей:

Вот повалился Анкей, набухшие кровью обильно,
Выпав, кишки растеклись, и мокра обагренная почва.


Аталанту Овидий описывает так:

Сверху одежда ее скреплялась гладкою пряжкой,
Волосы просто легли, в единственный собраны узел;
И, повисая с плеча, позванивал кости слоновой
Стрел хранитель - колчан; свой лук она левой держала.


Она первая из охотников своей стрелой попала в вепря – и пустила ему кровь.

… наложила
Дева-тегейка стрелу и пустила из гнутого лука.
Около уха вонзясь, стрела поцарапала кожу
Зверя и кровью слегка обагрила густую щетину.



Рубенс, Калидонская охота, фрагмент «Аталанта»

Это давало ей право на участие в дележе добычи:

Дева, однако, не так веселилась удара успеху,
Как Мелеагр: говорят, он первый увидел и первый
Зверя багрящую кровь показал сотоварищам юным.
"Ты по заслугам, - сказал, - удостоена чести за доблесть!"


И это же послужило причиной ужасных событий, которые начались сразу после завершения охоты.

Картина как бы достаточно реальна, за исключением того, что герои вышли охотиться практически голыми (Мелеагр и один из близнецов). Можно сказать, что динамизм картине придают лошади Кастора и Поллукса: они написаны крупно, подробно и храпят от ужаса (по крайней мере, это можно прочитать на их мордах).

Братья меж тем близнецы, - еще не созвездие в небе, -
Видные оба собой, верхом на конях белоснежных
Ехали; оба они потрясали в воздухе дружно
Остроконечья своих беспрерывно трепещущих копий.


В то же время кабан получился каким-то полусонным.


Рубенс, Калидонская охота, 1618 год, 47х74 см, Norton Simon Art Foundation, Калифорния, США

Второй вариант написан в 1818 году, через семь лет после первого и отличается от него прежде всего тем, что вепрь написан почти черным, а вокруг него все фигуры высвечены.  

Больше контраста - выше драматичность. Аталанта (теперь уже полуголая) рядом с Мелеагром, за Алатантой появились еще две женские фигуры, тоже полуобнаженные. Напервом плане справа – собаки, нападющие на вепря, который одну лапу поставил на поверженного охотника. И вид у вепря угрожающий. Этот вариант картины получился более динамичным, все действующие лица – в едином порыве.

Рубенс, Калидонская охота, 1628 год, 24х62 см, Музей Лихтенштейн, Вена, Австрия

Третий вариант датирован 1628 годом. Рубенс меняет положение Мелеагра: он ставит его справа от вепря. И роль Аталанты обозначена точнее: ее стрела пронзила ухо вепря. Здесь нет близнецов на конях – Кастор и Поллукс отсутствуют совсем. Но динамизм картине придают нападающие и растерзанные псы. Это – заготовка, не все детали прописаны до конца и цветовая гамма приглушена, что совсем не характерно для Рубенса.


Рубенс, Калидонская охота, 1636 год, 162х264 см, Прадо, Мадрид, Испания

А вот в этом варианте картины (1636 год) прежде всего воспринимается пейзаж: тот самый лес, в котором охотились на вепря.

Частый никем никогда не рубленный лес начинался
С ровного места; под ним расстилались поля по наклону…
Дол уходил в глубину; обычно вода дождевая
Вся устремлялась туда; озерко порастало по краю
Гибкою ивой, ольхой малорослой, болотной травою,
Всякой лозой и густым камышом, и высоким и низким.


Мрачное место, мрачная обстановка, глухой лес и несколько ярких пятен: Аталанта, Мелеагр, собаки, один из близнецов на коне. Вепрь почто слился с фоном, на котором он написан, только поблескивает его клык. Аталанта стреляет из лука, а Мелеагр спешит к вепрю с другой стороны. Близнецы на конях спешат к месту схватки. Стая собак несется с прыжками к добыче.


Рубенс, Калидонская охота, 1636 год, фрагмент «Собаки атакуют вепря»

От варианта к варианту нарастает драматичность действия, напряженность картины, а в конечном варианте – почти полный мрак. Возможно, как отражение последовавшей драмы, возможно – как метафора тайников человеческой души.

Что же произошло на охоте? Аталанта ранила зверя – и получила почетное право на трофей. Мелеагр убил вепря – и как победитель он имел право раздать трофеи. А поскольку еще до начала охоты Мелеагр влюбился в Аталанту:

Только ее увидел герой Калидонский, сейчас же
И пожелал, но в себе подавил неугодное богу
Пламя и только сказал: "О, счастлив, кого удостоит
Мужем назвать!"


Мелеагр отдает Аталанте голову кабана, а его дядья – участники охоты – не хотят этого. Начинается ссора – и Мелеагр убивает своих дядьев. Этоприводит к смерти самого Мелеагра – причем от рук его матери, которая не могла смириться с потерей братьев.

Вот такая жестокая история с Калидонской охотой.

Что же хотел показать Рубенс? Можно предположить, что он хотел донести до зрителей накал охоты, жестокость и мощь зверя, драматизм потерь и, видимо, мрачность финала: трагическая развязка из-за вспыхнувшей любви.

P.S.В 1635 году, за год до последнего варианта «Калидонской охоты» Рубенс нарисовал еще одно полотно. Это «Аталанта и Мелеагр». На ней Мелеагр вручает Аталанте трофей – голову кабана. Справа наверху, в облаках какая-то богиня с выражением тихого ужаса, по всей видимости, предвещает беду от этого поступка. И еще одна интересная деталь: Эрот на переднем плане. Обратите внимание на его правую руку: он как бы отодвигает от Аталанты голову вепря. И его лицо не выражает радости, как обычно в благополучных любовных сценах.


Рубенс, Аталанта и Мелеагр, 1635 год, 56х38 см, Walker art gallery, Liverpool, Англия. 

А победитель, поправ грозивший погибелью череп,
Молвил: "По праву мою ты возьми, нонакрийская дева,
Эту добычу: с тобою мы славу по чести разделим".
Тотчас он деве дарит торчащие жесткой щетиной
Шкуру и морду его с торчащими страшно клыками, -


Видимо, после этого у Рубенса появилась мысль написать нечто более соответствующее трагедии, чем то, что было написано ранее.

No comments:

Post a Comment

Суд царя Соломона. Как это было?

Когда Соломон унаследовал от своего отца царя Давида царский трон, он попросил у Господа: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судит...