Его исход начался с простого сообщения в Twitter. Шестнадцатого июня 2014 года Перссон лежал в своем пентхаусе с простудой. Тем временем пользователи Minecraft ополчились на компанию за решение строже применять лицензионное соглашение, которое не позволяло игрокам продавать друг другу виртуальные предметы, например более мощные мечи.
Миллиардер в кубе: как основатель Minecraft вытянул 3500,5 млрд из Microsoft
В Стокгольме понедельник, семь вечера. Маркус Перссон сидит на балконе своего офиса, потягивая Red Bull c водкой — коктейль, который быстро валит человека с ног. Три часа назад он клялся, что не будет сегодня пить, поскольку не далее как в четверг он влил в себя 12 порций алкоголя, пытаясь справиться с инфекцией в ухе. Тем не менее он щедро разливает по рюмкам водку Belvedere, и мы наблюдаем, как люди, работающие в многоэтажных офисных центрах по соседству, неустанно стучат по своим клавиатурам.
«Он выглядит озабоченным», — говорит Перссон, указывая на человека в здании напротив, который беспомощно трет лицо, уставившись в компьютерный экран. Перссон наблюдает за офисным работником еще несколько секунд, затем это ему наскучивает и его внимание переключается на нас. В последние пять лет большую часть времени этот 35-летний швед провел, как человек в окне напротив: он пребывал в постоянном напряжении из-за своего детища, Minecraft — самой продаваемой игры за всю историю компьютерных игр. Однако слова «игра» явно недостаточно, чтобы описать суть этого явления. Minecraft, количество скачиваний которой перевалило за 100 млн и продолжает расти, превратилась в площадку для самовыражения людей. Игроки стартуют в пустом виртуальном пространстве, где могут использовать кирпичи и блоки, напоминающие конструктор Lego (которые можно «добывать» — mine), для создания чего угодно с одним важным условием: другие игроки тоже смогут взаимодействовать с созданными ими объектами. Большинство игроков — дети, которые строят простые дома или деревни, а затем устраивают в них вечеринки или прячутся от грабителей-зомби.
Но взрослые, которые по-настоящему погружаются в эту игру, проводят сотни часов, создавая полномасштабные модели «Звезды смерти», Эмпайр-стейт-билдинга или городов из «Игры престолов».
Слово «Minecraft» в Google набирают чаще, чем «Библия», «Гарри Поттер» и «Джастин Бибер».
И эта игра принесла с момента создания более $700 млн выручки, большая часть которой — чистая прибыль.
«Ее нельзя сравнивать с другими популярными играми, — говорит Йен Богост, профессор Технологического института Джорджии, изучающий видеоигры. — Она стоит в одном ряду с популярными явлениями более крупного масштаба. Minecraft — это по сути Lego нынешнего поколения».
В этом виртуальном мире Перссон, а точнее его интернет-персонаж, горластый чудак Нотч со шляпой на голове, стал для миллионов геймеров богоподобной фигурой, устанавливающей и разъясняющей правила игры с авторитетностью Зевса. В жизни Перссон меньше всего похож на самоуверенного экстраверта. В личном общении он вежлив, откровенен и скрытен (c прессой он встречается редко). Ожидания и требования фанатов игры, которые ждут от Нотча, что он будет развивать свой виртуальный мир, превратили его в застенчивого чудака.
Поэтому три месяца назад Перссон спихнул с себя все это, завершив продажу Minecraft компании Microsoft за 3500,5 млрд наличными. 71% акций в стоящей за Minecraft компании Mojang превратили его в нового и очень яркого участника всемирного списка миллиардеров Forbes. И теперь человеку, которому осталось прожить еще более половины жизни, создателю целой вселенной, символом которой стал его собственный персонаж, человеку, на которого обрушился яростный гнев сообщества, когда он решил его покинуть, предстоит выяснить, кто же он такой на самом деле.
Результаты пока не впечатляют: его действия напоминают охоту собаки на проезжающие автомобили. Решив купить дом в Беверли-Хиллз, Перссон выложил $70 млн за особняк площадью более 2000 кв. м — самый дорогой дом в этом элитном районе за всю его историю.
Шведские игры
Головокружительная сага Minecraft началась в маленьком шведском городке Эдсбин, насчитывающем 4000 жителей и расположенном среди обширных лесов между Стокгольмом и полярным кругом. Пока другие дети играли в футбол летом или в местный вид хоккея с мячом зимой, интроверт Перссон часами напролет возился с конструктором Lego. Его отец, железнодорожный рабочий, притащил в дом настольный компьютер Commodore 128, когда Перссону было семь лет. К восьми годам его усердный сын уже написал свою первую компьютерную программу.
Перссон хорошо учился, но после того как его семья переехала в Стокгольм, когда он был во втором классе, он стал считать школьную жизнь трудной. Не умея с легкостью заводить новых друзей, он все больше времени проводил дома за компьютером, который предлагал развлечения вроде 8-битной головоломки Boulder Dash или ролевой игры The Bard’s Tale. В книге «Minecraft: неправдоподобная история Маркуса «Нотча» Перссона» его мать Ритва вспоминает, как ее сын притворялся, что страдает от болей в желудке, чтобы не ходить в школу, и часами сидел перед компьютером.
Юный Перссон стал находить еще больше утешения в компьютере после того, как распалась его семья. Родители развелись, когда ему было 12.
Отец злоупотреблял алкоголем и подсел на амфетамины.
Младшая сестра тоже начала экспериментировать с наркотиками и в конце концов убежала из дома.
Сам Перссон так и не окончил среднюю школу. Его мать, медсестра, работавшая по ночам в местной больнице, заставила его записаться на онлайн-курсы программирования. Это было мудрое вложение средств. Дав волю своей детской страсти, он принялся печь игры как блины и в 2004 году в возрасте 24 лет оказался в компании Midasplayer, которая позднее под именем King.com выпустила популярную игру Candy Crush.
Там он подружился с Джейкобом Порсером, столь же замкнутым молодым разработчиком. «Это было отличное место для старта, — вспоминает Порсер. — мы выпускали небольшие игры на Flash, и можно было практически в одиночку создать всю игру, не считая графики». Они начали писать сценарии собственных игр, некоторые из которых снискали славу на независимых игровых сайтах. Их боссам это не нравилось. «Мы чувствовали, что нельзя допускать, чтобы кто-то работал на нас и в то же время создавал собственную компанию», — говорит Ларс Маркгрен, один из основателей Midasplayer, который нанял Перссона.
В 2009 году Перссон ушел из Midasplayer в Jalbum, сетевой сервис по обмену фотографиями, руководству которого было безразлично, чем программист занимался по совместительству. Вскоре он начал посвящать все свободное время странному проекту, где игроки собирали ресурсы, такие как камень или дерево, используя их для создания разных вещей, от топоров и лопат до домов и городов. Перссон назвал свое творение Minecraft и в мае 2009 года залил его как незаконченную программу на независимый игровой портал TIGSource. В игре было много новых технических решений, но документация почти отсутствовала, и первые игроки были вынуждены сформировать сообщество, чтобы вместе выяснить, как в это играть.
«Крупные компании сравнивают пиратство с воровством. Если я не угоняю машину, то у меня нет проблем с воровством хорошего дизайна. Если мне нравится чья-то квартира, я постараюсь сделать так, чтобы моя была такой же. но это не воровство».
Дорога к мечте
Видеоиграми будущая звезда инди-сцены заболела ещё в школьном возрасте — виной тому подаренный отцом компьютер Commodore 128. Уже тогда Маркус понял, что хочет посвятить себя геймдеву. Свою первую игру Нотч создал в 9 лет: по его словам, это была «текстовая адвенчура, где нужно было вводить предельно точные команды, иначе последовал бы проигрыш». Вдобавок одержимость играми позволяла подростку отгородиться от проблем в семье: родители развелись, когда ему было 12, а отец злоупотреблял алкоголем и наркотиками. В итоге Перссон даже не доучился в школе и был вынужден искать работу уже в несовершеннолетнем возрасте.
Освоив тонкости дизайна и копирайтинга, Маркус обосновался в небольшой веб-студии, где помогал с разработкой сайтов. Однако из-за последующего краха IT-рынка Нотч довольно быстро оказался на улице и какое-то время вообще сидел без работы. Судьбоносным моментом стало трудоустройство в компанию Game Federation, отвечающую за цифровую дистрибуцию игр. Там Перссон познакомился с Рольфом Янссоном — ещё одним одержимым геймером, с которым они в свободное от работы время принялись создавать многопользовательскую игру Wurm Online. В этой фэнтезийной MMORPG, разработанной на Java, уже прослеживались элементы будущей Minecraft: тесное взаимодействие с другими игроками для возведения построек и добычи ценных ресурсов. Воевать друг с другом, впрочем, тоже никто не запрещал.
В 2004 году Маркус перешёл работать в другую компанию: Midasplayer, позже переименованную в King, — именно там сделали знаменитую Candy Crush. Работа над браузерными играми помогла Нотчу подтянуть свои знания в программировании и вселила уверенность в свои силы, поэтому к 2007-му геймдизайнер потерял к Wurm Online всякий интерес, а ещё двумя годами позже покинул Midasplayer из-за разногласий с начальством. Новую работу Перссон нашёл практически сразу же, в том же 2009-м влившись в ряды авторов jAlbum, приложения для создания онлайн-альбомов. Разумеется, для Маркуса это был лишь способ заработка денег — главной его страстью так и остались игры, как и мечта о многопользовательской песочнице, которая прогремела бы на всю индустрию.
Собирая пазл
Свобода действий и строительство — две глобальные идеи, которые не давали разработчику покоя. Ещё во времена работы в Midasplayer Нотч наткнулся на Dwarf Fortress, объединяющую в себе элементы «рогалика» и строительного симулятора. Впоследствии он создал прототип под названием RubyDung, во многом повторявший концепцию вышеуказанной игры, но уже в изометрической перспективе. Памятуя о Dungeon Keeper от небезызвестного Питера Молиньё, Перссон мечтал реализовать и вид от первого лица, но в конечном счёте остался недоволен результатом и убрал RubyDung в долгий ящик.
Собрать все свои идеи воедино и полноценно приступить к разработке будущей Minecraft Нотч смог лишь после знакомства с Infiniminer, вышедшей в 2009 году. Созданная американцем Закари Бартом соревновательная песочница отправляла разбитых на команды игроков в процедурно-генерируемый подземный мир, целью в котором была добыча руды и доставка её на поверхность. Блочная структура и вид от первого лица, который Маркус не смог нормально реализовать в RubyDung, как раз и стали теми самыми фрагментами пазла, которых ему недоставало, — а дальше дело уже было за малым.
Форсировать разработку Перссону помогло неприятное для Закари обстоятельство: исходный код Infiniminer довольно быстро утёк в Сеть. Данный казус сильно огорчил Барта — впоследствии он отказался от дальнейшего развития игры.
Что же до Нотча, то он объединил позаимствованные у американца наработки со своими и в том же 2009 году разместил тестовую версию Minecraft (тогда ещё известную как Cave Game) на форуме инди-разработчиков TIGSource. Работа шведа вызвала положительный отклик у членов сообщества, многие из которых принялись раздавать Маркусу советы о том, как можно улучшить игру. Осознав, что дело идёт к успеху, Нотч основал студию Mojang вместе с Карлом Маннехом и Джейкобом Порсером, после чего принялся активно развивать своё детище. Вместе с тем он отказался от дальнейшей поддержки браузерной версии, впоследствии получившей название Minecraft Classic, в пользу платного клиента. Доступ к последнему стоил 13 долларов — не самая скромная сумма по меркам инди. Тем не менее, необычная концепция и сарафанное радио сделали своё дело: всего за месяц Нотч продал более 1000 копий.
2009 год стал началом успеха Маркуса Перссона. Именно тогда он создает свою компанию разработки игр Mojang Specifications и создает первую пробную версию игры Minecraft.
Вдохновение
Основной источник вдохновения – Infiniminer, но я бы хотел больше ориентироваться на Dwarf Fortress =)
Маркус «Notch» Перссон на форуме TIGSource.com
Infiniminer – простая экспериментальная трёхмерная игра с кубическим окружением, которая появилась в апреле 2009 года. В ней при помощи кирки и динамита можно было уничтожать объекты, а также создавать собственные конструкции. Автор проекта и основатель студии Zachtronics Закари Барт делал упор на соревновательный проект, в котором игроки должны были собирать ценные материалы. Пользователям было весело изучать и модифицировать виртуальный мир. Однако в сеть случайно попал и исходный код игры, что позволило обычным игрокам менять ключевые параметры. После такого промаха Барт официально отказался от работы, но идея увлекла Маркуса.
Перспектива от первого лица, исследования и режим многопользовательской игры показались Нотчу выигрышной комбинацией. Он использовал свои старые наработки и очень быстро собрал первую версию с названием «Cave Game». Естественно, игра была далека от идеала, а карта генерировалась почти хаотично. Маркус начал добавлять новые элементы, выпускать постоянные обновления, изменив название на «Minecraft: Order of the Stone». Источником вдохновения названия стали игры Blizzard, Starcraft и Warcraft, а также комикса Order of the Stick. Позже Перссон отказался от подзаголовка.
Развитие
В июне 2009 года альфа-версии игры получила сетевой режим и начала распространяться платно. Первых покупателей было мало, но автор знал, что это ненадолго. Игровой мир Minecraft менялся, становился более симпатичным, исправлялись ошибки, появился режим выживания, полоска здоровья, взрывающиеся криперы, цикл дня и ночи, создание предметов, бесконечная генерация мира, биомы. В это же время официально была зарегистрирована студия Mojang AB (от шведского «mojäng» – «гаджет»).
В июле 2010 года игра вышла в стадию бета-тестирования и получила достижения, шкалу голода, погоду, монстров, инструменты, творческий режим. Почти за два года с момента релиза первой версии было продано почти миллион копий игры. Имя «Notch» стало узнаваемым за пределами отрасли благодаря рейтингам продаж «симулятора шахтёра с плохой графикой».
18 ноября 2011 года состоялся официальный релиз Minecraft. В течение следующих нескольких лет игра появится на всех платформах, включая мобильные, получит версию для образовательных учреждений Minecraft: Education Edition, полноценный кроссплей и обретёт сотни миллионов поклонников во всём мире. Это второй бестселлер в мире, уступающий лишь культовому Тетрису, но последний вряд ли сможет похвастаться базой в 126 миллионов активных пользователей в месяц (данные на май 2020 года). Продажи Minecraft в мае 2020 года перевалили за 200 миллионов копий.
Личность Маркуса Перссона получила огромное влияние не только в игровой индустрии. Известный швед высказывал своё мнение относительно интеллектуальной собственности и пиратства:
«Крупные компании сравнивают пиратство с воровством. Если я не угоняю машину, то у меня нет проблем с воровством хорошего дизайна. Если мне нравится чья-то квартира, я постараюсь сделать так, чтобы моя была такой же. но это не воровство».
И с презрением открыто говорил о крупных издателях.
«Инди спасает индустрию. Electronic Arts методически её разрушает».
После ухода из Mojang Перссон работал над несколькими проектами, большая часть которых либо не пережила бета-тест, либо умерла ещё в зародыше. Единственной более-менее видной игрой стала ролёвка Caller’s Bane.
Проблемы в семье
Однако, когда Маркусу исполнилось 12, в его беззаботной жизни началась чёрная полоса. В те годы его отец, Биргер Перссон, не на шутку увлёкся алкоголем, а спустя какое-то время стал совмещать его с наркотиками – в частности, с амфетамином. Разумеется, пагубная страсть отца не прошла незамеченной, и повлекла за собой постоянные ссоры между родителями. Ворох неразрешённых семейных проблем логично перерос в развод, и Перссон Старший был вынужден переехать. Когда же он угодил в тюрьму, последний мост, связывающий его с семьёй, был сожжён.
Сказать, что эти события сильно отразились на всей семье – не сказать ничего. Тяжелее всего уход отца переживала Анна, сестра Нотча. Связавшись с плохой компанией, она всё сильнее и сильнее погружалась в неформальные субкультуры – стала красить волосы, увлекаться пирсингом и одеваться в тёмные цвета. Всё бы ничего, но к зарождающемуся подростковому бунту прибавилось и вызывающее поведение – девушка стала всё чаще хамить матери и задирать брата. В один из дней Маркус нашёл в её комнате модный в среде подростков-токсикоманов «наркотик» – баллончик с бутаном для заправки зажигалок. Разумеется, случился скандал. Поведение Анны выходило за рамки разумного всё сильнее и сильнее, и спустя несколько лет стало невыносимым настолько, что и она была вынуждена уйти из дома… как и её отец несколько лет назад.
Дом семьи Перссон, Эдсбин, Швеция
Её дальнейшая жизнь пошла под откос: так и не окончив школу, она повторила судьбу отца, начав употреблять алкоголь вскоре девушка переключилась на наркотики. Иронично то, что в какой-то момент их дороги пересеклись – так, дочь и отец стали собутыльниками, от раза к разу балующимися наркотиками. Лишь спустя много лет и не без помощи Маркуса, Анна сможет преодолеть свою зависимость и вернуться к нормальной жизни. Но об этом, пожалуй, поговорим в следующий раз.
Анна Хемминг Перссон, фото из соцсетей
«Крупные компании сравнивают пиратство с воровством. Если я не угоняю машину, то у меня нет проблем с воровством хорошего дизайна. Если мне нравится чья-то квартира, я постараюсь сделать так, чтобы моя была такой же. но это не воровство».
В каком году создали Майнкрафт?
2009 год стал началом успеха Маркуса Перссона. Именно тогда он создает свою компанию разработки игр Mojang Specifications и создает первую пробную версию игры Minecraft.
Сегодня Minecraft является самым известным творением компании. 18 ноября 2011 года в мир вышла официальная версия Minecraft. Игра была очень забагованная, но так как она не имела никаких аналогов в мире, она обрела нереальную популярность среди геймеров. Лишь за начало 2011 года было продано более одного миллиона копий игры.
Как зовут главного героя в игре Майнкрафт
Шокирующее признание сделал создатель игры Minecraft, швед Маркус Перссон (Notch). В своем блоге он рассказал, что главный герой игры — вовсе не мужчина.
Вы все знаете этого типа — синие джинсы, голубая футболка, черные волосы, бородка. Это он в Minecraft рубит деревья, копает тоннели и сражается с монстрами. Официально его зовут «Парень из Minecraft» (Minecraft Guy). Его неофициальное имя — Стив. Но как это Стив мог оказаться не мужчиной?
«Когда я создавал модель человека, я подразумевал просто Человеческое существо — не мужчину и не женщину. Конечно, кубики придали персонажу мужской вид, но делать отдельную женскую модель я не стал по той причине, что полов в Minecraft не существует», — объяснил Нотч. Таким образом, Стив — это и не мужчина, и не женщина. А как же бородка? В твиттере Маркус Перссон покаялся, сообщив, что в текстуре по умолчанию Стив действительно бородат. Однако модель, тем не менее, пола не имеет.
Время шло, компания росла, и Алексей начал задумываться над улучшением своего продукта. Для этого он набирает инициативных людей и передает пост генерального разработчика в руки Йенсу Бергенстену (_jeb).
Компания зарабатывала колоссальные деньги. Лишь за 2012 год Перссон заработал примерно 100 миллионов долларов США. Так как Маркус вырос в бедной семье, он не знал, куда девать такие огромные деньги, поэтому он начинает заниматься благотворительностью.
В тоже время Маркусу не сидится на месте и он начинает активно путешествовать по миру.
15 сентября 2014 года Маркусу приходит сообщение от Билла Гейтса. Он предлагает выкупить компанию у Маркуса за 2.5 миллиарда долларов. Немного подумав, Маркус продает компанию и уходит в отставку.