Однако некоторые страны предлагают такое множество возможностей, что они не могут не быть интригующими. Безусловно, все эти страны сталкиваются со своими собственными проблемами. В конце концов, именно навыки игрока решат, будут ли эти нации процветать … или рухнуть и сгореть.
Europa Universalis IV — симулятор истории. Рецензия
Любителям стратегий от Paradox Interactive, наверное, нет смысла читать какие-либо тексты про EU IV — эти люди и так обязательно купят игру. Эта рецензия предназначена, скорее, для тех, кто по каким-то причинам побаивается комплексных геополитических симуляторов, — может быть, нам удастся кого-то убедить, что это не так сложно и ужасно увлекательно
Жанр | Стратегия |
Издатель | Paradox Development Studio |
Разработчик | Paradox Interactive |
Минимальные требования | Процессор Intel Pentium 4 2,4 ГГц/AMD Athlon 2,2 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мб памяти, например NVIDIA GeForce 8800/AMD Radeon X1900, 2 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core 2 Duo E6550 2,33 ГГц / AMD Athlon 64 X2 2,8 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 1024 Мб памяти, например NVIDIA GeForce GTS 250/AMD Radeon HD 6670 |
Дата выхода | 13 августа 2013 года |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | ПК |
Официальный сайт |
Paradox Interactive уже тринадцать лет чуть ли не в одиночку тащит целый жанр. Невероятно детализированные стратегии по мотивам всех важных геополитических событий последнего тысячелетия — настоящая мечта всех любителей истории и географии, альтернатива условно похожей Civilization с её абстрактными странами и континентами.
У шведской студии четыре основные серии — разные исторические эпохи требуют особого подхода и игровых механик. Crusader Kings рассказывает о времени Крестовых походов; Victoria затрагивает достаточно короткий, но насыщенный период — от второй половины XIX века и до первой империалистической войны; Hearts of Iron посвящена уже Второй мировой и военному микроменеджменту. Но флагманским проектом Paradox всегда оставалась Europa Universalis — самая глобальная и комплексная стратегия, затрагивающая позднее Средневековье и начало Нового времени.
Разумеется, выход четвёртого выпуска главного сериала — важное событие в этом «нишевом» жанре.
⇡#Привычные черты
Временные рамки Europa Universalis IV традиционны для серии — с 1444 по 1820 г. Игрок волен выбрать для старта любую дату в этом временном отрезке и любое государство; мировая политическая карта и отношения между странами меняются с каждым месяцем в соответствии с реальной историей. Финал Столетней войны, конец феодальной раздробленности, колонизация Нового Света, образование России или Война за независимость США — можно поучаствовать в каждом из возможных сценариев.
Впрочем, всегда интереснее сыграть от начала и до конца, наблюдая за альтернативной моделью развития мировых цивилизаций (хотя в опциях предусмотрено отключение случайных событий — в таком случае всё будет происходить примерно как в действительности, но с поправкой на действия пользователя). Захватить Османской империей Европу, колонизировать французами Южную Америку или обратить Китай в православие — при правильном подходе к военному делу, дипломатии, экономике и торговле есть возможность до неузнаваемости изменить геополитическую ситуацию на планете.
Здесь стоит отметить очень важный момент — цели и задачи игрок определяет для себя самостоятельно. Можно задаться миссией покорить все страны на свете или, наоборот, тихонечко развиваться мирным путём на трёх провинциях, наблюдая со стороны, что происходит вокруг. На экране мы видим лишь схематичные карты и таблицы с цифрами, — самое же интересное в Europa Universalis происходит исключительно в воображении играющего.
Оценивать графику в такой игре почти бессмысленно. Она приятна и не отвлекает — этого достаточно Оценивать графику в такой игре почти бессмысленно. Она приятна и не отвлекает — этого достаточно
Трапезунд 8
В начале игры в 1444 году некогда могущественная Византийская империя была лишь тенью своего прежнего« я ». Катастрофические последствия Четвертого крестового похода привели к расколу Византии. Одна нация, законно претендующая на трон Цезаря, — это Трапезунд, небольшое королевство в Анатолии.
В поисках интересного испытания игроки могут рассмотреть возможность возрождения Византийской империи как Трапезунда. Однако это будет непросто. Остановить неумолимое наступление Османской империи — непростая задача, учитывая военную слабость и географическую изоляцию Трапезунда. Однако, если игроку каким-то образом удается достичь, казалось бы, невозможного, зачем останавливаться на достигнутом? Потенциальная слава реформированной Римской империи ждет ……
7 Кастилия
Кастилия, безусловно, одна из самых важных европейских стран в начале 1444 года. Они находятся на грани завершения «Реконкисты». Пиренейского полуострова, а также множество дополнительных возможностей для расширения. Это тоже неплохая страна для новичка.
После изгнания мавров Кастилия может нацелиться на формирование Королевства Испания. Другая крупная нация на полуострове, Арагон, может быть воссоединена с Кастилией через личный союз. После этого нет предела. Затем игроки могут нацелиться на исследование/колонизацию Америки или реализацию более континентальных амбиций в Португалии, Италии и за ее пределами.
С мультиплеером, в принципе, всё понятно — Europa Universalis из тех игр, в которые приятнее играть одному (тем более что здесь важную роль играет активная пауза). В Сети комфортно лишь с вменяемыми друзьями, когда можно нормально обсудить организацию игровых сессий и прочие детали. С незнакомцами вас ждёт лишь хаос и недопонимание.
Полное погружение — ключ к успеху
И вообще, поддержание правильного баланса во всех правительственных сферах является ключевым условием на успех. Например, чисто военная стратегия приведет к тому, что самые сильные державы мира станут вашими противниками. Чтобы рассчитывать на успех кампании, необходимо грамотное сбалансирование экономики, религии, дипломатии, войны, технологии и интересов, а также культурной и расовой политики. Все это в сумме создает набор механик, которые бросают серьезный вызов игроку, заставляя постоянно придумывать новые и все более сложные стратегии.
Пример битвы. Тут вам никакого экшена аля Total War Пример битвы. Тут вам никакого экшена аля Total War
Порог вхождения здесь является самой больной темой. Игра уже на старте закидывает вас в водоворот большого количества понятий и механик, и освоение каждой из них уже является проблемой. На первый взгляд все это кажется откровенно подавляющим элементом игры, но после десятков проведенных часов, сотни экспериментов, ты начинаешь понимать всю «химию» правительственного ремесла и от этой вовлеченности начинаешь получать наслаждение. Вся эта загруженность и сложность игрового процесса, все это обилие механик и понятий, которые нужно освоить, кажется естественным, правильным и даже исторически точным.
К этому обилию интерфейса привыкаешь со временем К этому обилию интерфейса привыкаешь со временем
Например, возьмем торговлю. Сначала вы не будете знать, как правильно использовать ваших коммерсантов и сотрудничать с другими нациями. Но пройдет немного времени, возможно, вы даже попросите советов у Google (не надо стесняться, для такой игры это вполне нормально), и вы невольно начнете понимать, по каким законам живет эта составляющая игры, начнете экспериментировать, и в итоге вам получится оптимизировать ваш доход. Такие дела и с интерфейсом. Поначалу меня преследовало чувство, что он мог бы быть гораздо более интуитивный, но со временем я понял, что он как раз такой, какой и должен быть, чтобы умело управлять игрой. И так почти во всем.
Интерактивный урок истории
Europa Universalis IV полна возможностей для изучения истории, географии, политики, религии, военной науки и строительства, а также управления властью в высоко конкурентной атмосфере. Кроме того, чем лучше игрок понимает эти понятие, тем успешней будет его кампании и тем большего удовольствия он получит. Игра предлагает множество возможностей для экспериментов, а также предоставляет подробный исторический контекст, который излагается в интересных текстах. Здесь вы сможете интерактивно ознакомиться с информацией, которую вы получили в школе, а при желании, исправить ход событий.
Оценивать графику в такой игре почти бессмысленно. Она приятна и не отвлекает — этого достаточно Оценивать графику в такой игре почти бессмысленно. Она приятна и не отвлекает — этого достаточно
Таким образом, я настоятельно рекомендую эту игру для тех, кто достаточно серьезный и усидчивый, чтобы играть в нее. Несмотря на довольно нелепое обучение и достаточно высокий порог вхождения, который может отпугнуть много людей независимо от возраста, игра стоит того, чтобы потратить на нее время и окунуться в игровой процесс. В таком случае вы рискуете получить истинное удовольствие от того, насколько глубокой и естественной с исторической точки зрения является Europa Universalis IV.
О локализации. К сожалению, Paradox Interactive решила не выпускать официальную русскую локализацию игры, поэтому для комфортной игры требуется средний уровень владения английским. Но даже если с общим английским у вас все в порядке, время от времени все-таки придется прибегать за помощью к словарю из-за присутствия политических и других узконаправленных терминов, а также старых слов, которые редко или вообще не используются в современной речи. Если с английским уж совсем туго и нет желания учиться, можно установить любительскую русскую локализацию.
Если у игроков есть Третий Рим DLC, Новгород получает собственное уникальное дерево миссий. На самом деле Новгород был присоединен к Московии. Но болельщики могут изменить этот исход, победив москвичей! Оттуда игроки могут работать над созданием Российской империи, а этот процесс чреват множеством опасностей.
Война войной, но, как писал основоположник международного права Гуго Гроций, война ведется ради заключения мира. Дипломатия в EUIV подверглась кардинальным изменениям. Отмечу наиболее важные.
Интерфейс дипломатии стал гораздо понятнее. Больше не нужно ломать голову, почему Франция отказывается от альянса (хотя отношения максимальные), а Турция не хочет заключать мир на условиях, которые вам кажутся столь взаимовыгодными. В окне дипломатии вы видите все факторы, влияющие на решение ИИ, и надо сказать, в большинстве своем они выглядят вполне логично.
Количество стран, с которыми вы можете поддерживать тесные дипломатические отношения (альянс, династический брак, вассальный договор) в EU4 строго ограничено. Превышать лимит можно, но это негативно скажется на приросте дипломатических очков и вероятности заключения новых договоров. При этом лимит не фиксированный и меняется под воздействием национальных идей, политических курсов и случайных событий.
Важным новшеством стало то, что у каждой державы в EU4 есть официальный внешнеполитический курс. Вы можете назначить до трех держав своими соперниками (rival), и то же самое сделает каждая страна на карте. Соперничество дает ряд дополнительных возможностей. Во-первых, дипломатические отношения стали более предсказуемыми и наглядными, т.к. общий соперник – лучшая основа для союза, а держава, находящаяся в контрах с вашим союзником, едва ли станет сотрудничать с вами. Во-вторых, военные победы над соперником дают очки дипломатического веса (power projection), который, в свою очередь, дает нехилые бонусы. Ну и наконец, отбирать территории у страны, являющейся соперником, дешевле с точки зрения дипломатических последствий. Обратите внимание, что объявить соперником можно только страну, находящуюся в той же «весовой категории». Если один из соперников слишком усилился или наоборот, ослабел, соперничество аннулируется и вам придется выбирать нового врага.
Союзные отношения также претерпели изменения. Помимо собственно уровня отношений между странами (relations) в EU4 присутствует показатель доверия (trust), отражающий прочность вашего союза. Этот показатель повышается каждый раз, когда вы так или иначе помогаете вашему союзнику и снижается при уклонении от союзных обязательств. Если уровень доверия низок, не стоит рассчитывать на союзника в наступательных войнах. Скорее всего, он к вам не присоединится.
Взаимодействие с зависимыми державами стало более проработанным и наглядным. В окне вассалов вы можете управлять их поведением во время войны, менять налоги и характер вассального договора (например, превратив вассальное государство в марку, вы станете получать меньше денег, но повысите его обороноспособность). Вассалы в EU4 намного больше стремятся к независимости, чем в предыдущих частях. На это стремление влияют в основном размер вассала, соотношение сил и уровень отношений. Когда вассал провозглашает стремление к независимости, другие страны могут оказать ему поддержку. Таким образом, удержать мощное Литовское княжество при игре за Польшу или сохранить Кальмарскую унию, играя за Данию, не так уж и легко. К счастью, интерфейс вассалов информативен, вы в любой момент видите показатель стремления к независимости и факторы, на него влияющие.
Шпионаж в четвертой «Европе» осуществляют не шпионы (которые и вовсе были выведены из игры) а дипломаты, путем специальных действий в окне дипломатии. Самое частое и востребованное из них – сфабриковать претензии. Именно через него вы обычно получаете повод для войны с давно мешающим соседом. Однако, по мере технологического прогресса шпионские действия становятся более вариативными – подорвать торговлю, испортить репутацию, поддержать повстанцев и т.д. При этом, шпионской мини-игре в EU4 сильно не хватает дипломатических последствий от обнаружения шпиона. Заселяя своими агентами соседние страны, вы ничем не рискуете, что на мой взгляд, нереалистично и попросту скучно.
Вы когда-нибудь беспокоились о том, сколько пушек вам нужно, пригодятся ли кавалерийские подразделения в 1600-х годах или сколько пехоты — это слишком? У нас есть указатели.
Стратегия ранней игры
В первые годы EU4 На временной шкале во всей игре нет артиллерийских подразделений. Таким образом, армии состоят только из пехоты и кавалерии.
Уровень военной техники | 0 | 2 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|
Боевая ширина | 15 | 20 | 22 | 24 | 24 |
В первые несколько лет игры кавалерийские отряды будут очень полезны благодаря их способности флангировать в составе таких небольших армий. Сохранение минимум четырех кавалерийских отрядов в каждой армии гарантирует, что ваши фланги будут заполнены полезными юнитами, и ваша армия действительно будет сиять в шоковой фазе боя. Однако это всего лишь практическое правило.
Артиллерийские подразделения разблокируются на уровне седьмого , когда вы должны начать перемешивать составы своей армии, чтобы включить их.
Рекомендуем ознакомится с другими гайдами на популярные игры tattoo-mall.ru. Расскажем про секреты и хитрости, которые можно использовать в играх со своей выгодой. А также про полезные и интересные историй в видеоиграх.
Артиллерийская стратегия
Как только пушки разблокированы, все кардинально меняется .
Военный технический уровень | 9 | 11 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Боевая ширина | 25 | 27 | 29 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 40 |
С девятым уровнем военной технологии у вас будет боевая ширина 25. Это означает, что вы можете заполнить свой передний ряд пехотой и кавалерией, а также полностью заполнить задний ряд артиллерией .
Благодаря логике игры, игра всегда сначала заполняет ваш задний ряд артиллерией.
- Поскольку артиллерия получает двойной урон в первом ряду, убедитесь, что количество артиллерийских единиц в вашей армии не превышает общее количество пехотных и кавалерийских единиц вместе взятых .
- Для более дешевых армий вполне возможно обойтись только двумя отрядами кавалерии во всей вашей армии. Фланговые действия менее полезны по мере увеличения боевой ширины .
Есть определенные технологические вехи, которые повлияют на состав вашей армии в идеальном мире.
- Наличие артиллерии в вашей армии даст бонус к осаде вражеских фортов . Бонус зависит как от количества единиц артиллерии, так и от уровня форта, который вы осаждаете. В результате из седьмого уровня военной техники и далее очень полезно иметь в своих рядах несколько пушек.
- Артиллерийские подразделения станут значительно лучше, когда вы достигнете уровня военной техники 16 . Отсюда неплохо будет заполнить весь задний ряд пушками, если вы можете себе это позволить. До этого иметь пушки — неплохая идея, но может быть дешевле компенсировать разницу большим количеством пехоты.
- Хотя многие игроки придерживаются правила иметь только два отряда кавалерии на армию после разблокировки артиллерии, есть два этапа, на которых вы можете подумать о добавлении большего количества:
- Уровни военной техники 18 и 23 улучшить фланговую дальность кавалерии. На данный момент может быть достаточно эффективно иметь в вашей армии четыре и шесть отрядов кавалерии соответственно.
Конечно, то, что вы в конечном итоге будете использовать для состава своей армии, будет зависеть от вашей нации, ваших идей и ваших личных предпочтений для каждой армии. Вы можете иметь специальную осадную армию для разрушения фортов на ранних этапах игры, или вы можете отдавать предпочтение лошадям в целом, например, благодаря определенным бонусам к их боевым способностям.
Тем не менее, очень полезно знать, как работает логика игры и как на самом деле проходят битвы, поскольку они происходят так быстро во время самой игры. Следить за шириной своей армии и потратить некоторое время на корректировку состава своих армий — небольшая рутина, которая может принести дивиденды.
Андрей Кольский — помощник редактора. Его страсть к играм началась с его первой консоли (Sega Genesis), и с тех пор он не переставал играть. Его любимые игры: The Legend of Zelda: Ocarina of Time, Team Fortress 2, Rainbow Six Siege, Pokémon Sword & Shield, Old School Runescape, Skyrim и Breath of the Wild.