Далее была еще парочка превосходных проектов, которые также превосходно были оценены критиками по всему миру. В частности, это были ленты «Желтый / Yellow» (2006) про живущих на протяжении 18 месяцев андроидов и про то, в каком широком спектре их научились использовать люди.
В желтой жаркой Африке не видать идиллий
При стоимости всего в 30 миллионов «Район № 9», снятый без участия звезд, да еще в Южной Африке, сумел произвести огромное впечатление и на критиков, и на аудиторию. Под фантастической обложкой были заложены глубокие мысли – о расизме, апартеиде, гуманизме… В 2009 году фильм стал настоящим кинособытием, был номинирован на несколько «Оскаров» (хотя не получил ни одного) и моментально сделал карьеру молодому постановщику Нилу Бломкампу. Ленту не смог задавить своей массой даже вышедший в тот же год «Аватар».
На волне успеха автор не стал отпираться: да, сиквел вполне возможен. Все выглядело многообещающе, а открытый финал картины волновал зрительское воображение – историю явно было куда продолжать. Но… ничего не произошло. Как можно понять из интервью Бломкампа, необходимость делать вторую часть застала его врасплох. Когда ты снимаешь свой дебютный фильм, меньше всего ты думаешь о том, что будет дальше. В этом плане Бломкамп ничуть не походил на Джорджа Лукаса: в сюжете «Района № 9» не прописывались арки ни на дилогию, ни на трилогию, и о том, что здесь может найтись место для сиквела, Нил, по его словам, впервые задумался уже на финальной стадии монтажа.
Кадр из фильма «Район №9»
Когда фильм вышел и показал отличные сборы, Бломкамп от прямого продолжения перекинулся на противоположную идею: а может, сделать приквел? Ведь в «Районе № 9» предыстория показана очень схематично. Можно было бы развернуть ее в мощное полотно… «Показать, как пришельцы вернулись, все взорвали – это не слишком увлекает меня, но приквел может быть интересен», – говорил режиссер, уточняя, что этические проблемы, поднятые в фильме, можно раскрывать и дальше. Рассуждая о приквеле, в то же время он не переставал размышлять и о сиквеле – эти метания, как видно из интервью, сопровождали его весь 2010 год. Но в итоге режиссер признал, что, хотя в голову приходит миллион идей, он не может вот так, с ходу, выбрать ничего конкретного.
2. Бломкамп испугался ответственности
Нерешительность Нила можно понять. Когда он снимал «Район № 9», то был никому не известным африканером из далекой ЮАР. Бюджет на кону стоял не такой уж большой. Сними он слабое кино, над этим никто не стал бы смеяться или скорбеть – фильм бы очень быстро все забыли, если бы вообще его заметили.
Но «Район № 9» покорил любителей сай-фая, и в один момент все изменилось. Теперь на Бломкампа стали смотреть с надеждой: не этот ли молодой человек вытащит кинофантастику из болота? Когда на твою голову свалился такой успех, ты уже не имеешь права выдать что-то средненькое – для сиквела нужна блестящая идея, которая не просто продолжит оригинал, но выведет историю на новый уровень. А сиквелы, хоть и приносят хорошие деньги, все же редко оказываются достойны первой серии.
И, как оказалось, продюсерское чутье Джексона не подвело. Фильм Нила при бюджете в 30 млн собрал 210 млн и это был великолепный успех, который стал стартом для таких выдающихся личностей киноискусства, как сам Нил Бломкамп и Шарлто Копли, который впервые дебютировал актером на больших экранах в 36-летнем возрасте.
Знакомство с Шарлто Копли и деятельность до полнометражных проектов
Нил Бломкамп родился в 1997 году в столице ЮАР. С самых малых лет парня будоражили фантасмагорические миры. Он был большим поклонником вселенной «Чужих», обожал фильмы про Робокопа, Терминатора и пр. И, мало помалу, начал порисовывать сам. Вначале на бумаге, а затем и на компьютере. К 90-м годам он поступает на учебу в школу компьютерной графики в Ванкувере (Канада), которую успешно заканчивает. С тех пор судьба заставляет его беспрестанно колесить из Канады в ЮАР, поскольку дальнейшая его работа и деятельность заключает в себе нахождение сразу в обоих местах одновременно.
Поначалу рос и воспитывался парнишка в Йоханнесбурге, где параллельно вел активную деятельность начинающий амбициозный режиссер-постановщик-самоучка Шарлто Копли.
Да, для некоторых это может стать сюрпризом, но никакого актерского образования у Шарлто нет, и окончил он всего лишь несколько классов высшей школы. В 1993-м, когда у Шарлто уже была какая-никакая студия (называлась она «Channel 69 Studios» и некоторое время даже вела телепроекты на одном из передовых кабельных каналов ЮАР) его и привлекло творчество молодого Нила Бломкампа, которому на то время было всего лишь 16 лет. С тех пор и началось их тесное и плодотворное сотрудничество, которое, кстати сказать, продолжается и по сей день.
Отучившийся в Канаде Нил поступил в студию Копли как художник-анимаитор. Там он начал показывать себя не только как мастер постановки спецэффектов, но и как самый что ни на есть режиссер и выдумщик идей, то бишь – сценарист. Первыми его значимыми работами были рекламные проекты от Nike. Более ранний из них назывался «Nike Crab» и был снят в 1993 году.
В следующем году увидел свет его новый проект «Nike: Evolution».
Его работа с крабом, обутым в «найки», привлекла внимание спецов из рекламного менеджмента фирмы «Citroen», от которых он получает контракт на съемку полноценного рекламного ролика модели «Citroen C4». Материал был представлен вниманию зрителей в 2004 году, и назывался «Citroen C4: Alive with Technology».
Из данного ролика становится совершенно ясно откуда у сильных киноискусства взялись решения по созданию ботов для «Трансформеров».
Начало художественной деятельности
Денежек, полученных от «Найки» и «Ситроена», хватило на то, чтобы снять первый свой амбициозный проект Тетра Ваал / Tetra Vaal, увидевший свет в том же 2004 году и оставивший у критиков неизгладимое впечатление.
Здесь он впервые выступил в роли сценариста и продюссера, а заодно сам срежиссировал и даже смонтировал свою короткометражку. Смотрим, что у него получилось. В русской озвучке фильма нет, но тут и так все понятно.
Действие происходит в недалеком будущем, в котором с преступностью борются не обычные полицейские, а полицейские роботы. Снятые посредством захвата движения механические служители полиции очень сильно впечатлили деятелей современной киноиндустрии. Впоследствии мы сможем увидеть схожие модели роботизированной техники и в «Элизиуме», и в «Чаппи».
Далее идут не менее интересные короткие метры. Бломкамп понимает, что именно короткометражки могут продвинуть его вверх в карьере киноиндустрии, а потому не скупится ни деньгами ни временем ради их создания. Так, в 2005 году свет увидел его знаменитый короткий метр «Выжить в Йобурге / Alive in Joburg» (2005), в дальнейшем и послуживший прообразом будущего «Района №9».
Может показаться, что Шарлто Копли перекочевал в большой проект из «Выжить в Йобурге» как бесплатный довесок к сюжету. На самом же деле Блокамп просто не видел человека и актера, который бы так живо и правдоподобно сыграл роль Викуса ван де Мерве. К тому же, Сам Шарлто принимал активное участие в создании этой короткометражки, а потому Нил ему был просто обязан и по-человечески, и по-дружески.
Далее была еще парочка превосходных проектов, которые также превосходно были оценены критиками по всему миру. В частности, это были ленты «Желтый / Yellow» (2006) про живущих на протяжении 18 месяцев андроидов и про то, в каком широком спектре их научились использовать люди.
А также «Жестянка / Tempbot» (2006), в котором экспериментальный офисный робот Tempbot (так же снятый методом захвата движения) пытается познать азы человеческих взаимоотношений. Из видео понятно, что выходит это у него слегка неказисто.
Непонятно тут одно: как искусственному интеллекту может приглянуться живая женщина? У него что, это в программе заложено? Или он в процессе самообучения и самопознания научился выявлять более и менее привлекательных женщин по своим каким-то непонятным критериям? Все это на грани абсурда, но менее интересной от этого история не становится.
Здесь сказ идет про то, как люди выживают в мире, захваченном пришельцами-рептилоидами, обладающими телепатическими способностями к внушению. Они нещадно истребляют человечество и ставят над его представителями жестокие опыты. Но, как оказывается, есть еще у человечества порох в пороховницах…
Firebase
Firebase — это альтернативный взгляд на историю войны во Вьетнаме. Американцы терпят ужасающие потери, командование ничего не понимает, выжившие солдаты рассказывают, что на стороне Вьетконга воюет сам дьявол — с рогами и фаерболами, все как надо. ЦРУ присылает на фронт таинственную группу, которая в лучших традициях «забирает расследование под свой контроль». Выясняется, что дьявол — или Речной Бог, как его называют вьетнамцы — это обычный фермер, потерявший семью после одной из напалмовых бомбардировок. Трагедия настолько поразила и опустошила человека, что сама ткань пространства вокруг него дала трещину, превратив фермера в бессмертное существо, умеющее отражать пули, становиться невидимым и натурально телепортировать врагов в ад.
В центре сюжета — матерый вояка, который обладает невероятной удачей на поле боя. Шрапнель всегда разрывается в тот момент, когда он уже в укрытии, на линии огня каждый раз появляется что-то, что ловит предназначенную для героя пулю. В общем, вроде как родился в рубашке. Но на самом деле он — такая же аномалия, как и Речной Бог, и только ему под силу остановить вьетнамского Дьябло.
Zygote
На астероиде, где добывают минералы, люди находят нечто. Это нечто сводит членов экипажа станции с ума, в живых остаются двое — угрюмый мужик и Дакота Фэннинг. За ними охотится что-то среднее между финальной формой Тецуо из «Акиры» и бешеным пельменем из Inside. Zygote — оммаж Джону Карпентеру и Ридли Скотту. Но чудовище Бломкампа все равно воспринимается свежо, а благодаря грамотной операторской работе, отличному дизайну и игре Фэннинг фильм напрягает от начала и до конца. Именно напрягает, а не держит в напряжении — Бломкамп как никто другой снимает инопланетных уродов так, что хочется одновременно дать Оскар за визуальные эффекты, выпить чего-нибудь покрепче и проблеваться.
Сама по себе идея Oats Studios не нова — еще в 2005 году Джозеф Гордон-Левитт создал с братом похожую онлайн-платформу HitRecord, на базе которой вышло несколько короткометражек, книг и музыкальных альбомов. Но тогда проекты финансировались с определенного сайта, а Бломкамп выбрал гораздо более удобную и подходящую платформу — Steam. В конце концов, только с появлением iTunes цифровая дистрибуция музыки вышла на новый уровень — возможно, по стопам Бломкампа пойдут другие режиссеры, и мы увидим такой же бум в индустрии короткого метра.
Для тех, кто смотрит в одну сторону с Бломкампом, точно так же любит сайфай и открыт к экспериментам, Oats Studios — это реальный шанс получить поддержку и реализовать свою идею. Как говорит сам режиссер, ему хотелось создать что-то среднее между крупной киностудией и совсем уж маленькой инди-тусовкой.
Кроме того, Oats Studios поддерживает связь со своей аудиторией, прислушивается к ней, поощряет креативность и ставит во главу угла полную творческую свободу для своих сотрудников. В таком контексте компанию можно сравнить с игровыми AA-издательствами вроде Devolver Digital и tinyBuild. Учитывая, что сам Бломкамп пробился в большое кино именно благодаря короткометражке Alive in Joburg, которая в будущем стала «Районом №9», создание Oats Studios — максимально правильный, полезный и нужный для всей киноиндустрии шаг.
Три фильма — только начало. В рамках первого сезона студия планирует выпустить еще как минимум один проект, а затем, судя по всему, начнется та самая проверка спроса. Вполне возможно, что из всей этой истории вырастут полноценные киноленты и новые талантливые режиссеры, операторы, сценаристы и специалисты по визуальным эффектам. Но для этого студию было бы неплохо поддержать. Наборы ассетов стоят по 129 рублей, и потратить эти деньги на развитие научной фантастики будет гораздо лучшим вложением, чем покупка на летней распродаже очередного пиксельного платформера, который вы никогда не пройдете.
Американская киностудия 20th Century Fox договорилась с режиссером Нилом Бломкампом («Район №9», «Элизиум: Рай не на Земле», «Робот по имени Чаппи») о съемках нового фильма из серии «Чужой».
Идея заброшена?
К сожалению, мы не увидим Рипли в инопланетном экзоскелете или Майкла Бина в роли Дуэйна Хикса. И сейчас нет никакой информации о том, когда эта концепция родилась и почему ее отбросили, хотя дата на одном из изображений подразумевает, что работы над проектом велись еще в марте 2014. Рассматривался ли он как продолжение к Прометею?
Как бы там ни было, Бломкамп оставил небольшой просвет надежды, что когда-нибудь он еще может вернуться к данной франшизе. «Может быть, я вернусь к этому», — именно так Нил подписал картинку с изображением лицехвата, — «Я люблю этот мир».
После того, как в сеть просочилась информация о том, что Нил Бломкамп не только работал над Чужим 5, но и уже завершил этот труд, режиссер вывалил в свой Instagram еще несколько артов по Чужому. Ими вы можете насладиться ниже:
Нерешительность Нила можно понять. Когда он снимал «Район № 9», то был никому не известным африканером из далекой ЮАР. Бюджет на кону стоял не такой уж большой. Сними он слабое кино, над этим никто не стал бы смеяться или скорбеть – фильм бы очень быстро все забыли, если бы вообще его заметили.
Эскизы к новому фильму Нила Бломкампа
Фото: instagram.com/neillblomkamp
Название новой картины, как и дата выхода в прокат, пока неизвестны, сообщает Lenta.ru.
Однако, отмечается, что она не будет иметь отношения к продолжению «Прометея», над которым сейчас трудится режиссер Ридли Скотт (лента изначально задумывалась как приквел «Чужого»).
В течение последних месяцев Нил Бломкамп намекал на свою причастность к созданию нового «Чужого», он даже говорил, что в киноленте примет участие Сигурни Уивер (актриса стала известна именно благодаря роли в фантастическом боевике «Чужой», вышедшем в 1979 году), но позже заявлял, что вряд ли произойдет перезагрузка франшизы.
В четверг, 19 февраля, через Instagram он окончательно подтвердил свое участие в проекте, выложив рисунок Чужого.
«Чужой» — серия американских фантастических триллеров с элементами киберпанка. Первый фильм был снят Ридли Скоттом. Последний — «Чужой: Воскрешение» (1997) — французским режиссером Жаном-Пьером Жене.
О фильме Ридли Скотта «Прометей» можно прочитать в материале «Цирроз печени», опубликованном на портале «Югополис». О фильме Нила Бломкампа «Элизиум: Рай не на Земле» — в рецензии «Элизиум»: Начало конца».
Материалы по теме
«Давно назревшее решение»: Владимир Путин объявил о признании независимости ДНР и ЛНР
Ситуация вокруг Украины последовательно накалялась с осени прошлого года. Страны Запада фиксировали существенное скопление российских войск на границе с Украиной и трактовали это как намерение России полномасштабно вторгнуться на территорию соседнего государства. В РФ такие планы отрицали, а наличие войск у границ объясняли учениями. Новый всплеск напряжённости, случившийся в феврале, развивается по классическим канонам драматургии: экспозиция – конфронтация – развязка.
Студия всегда быстрее прислушается к старому пердуну со стажем, чем к молодому режиссеру, у которого за плечами пока только три полных метра. А потому проект Бломкампа «зарубили» окончательно, а сценарий его «Чужого-5» надолго, если не на всегда (как и в случае с Джексоновским «Halo») лег во вместительный студийный сейф-отстойник.
4 Актёры и персонажи
Пока точно известно лишь то, что к своей роли может вернуться Шарлто Копли. В короткометражке и первом фильме он играл Викуса ван де Мерве. Его герой, один из сотрудников организации MNU, занимающейся расселением инопланетян, был вынужден столкнуться с последствиями изучения их технологий. Загадочная концовка первого фильма оставляет различные возможности для продолжения его истории.
- Ванесса Хэйвуд играла супругу Викуса, Таню. Вероятней всего, она также появится в сиквеле.
- Джейсон Коуп также вновь может поработать над образами «креветок», хотя его участие в проекте пока не подтвердили. Помимо пришельца, получившего имя Кристофер, Коуп сыграл и всех остальных инопланетян картины, а также одного из сотрудников организации MNU.
Образы почти всех инопланетян «Района №9» были смоделированы на компьютере по технологии SGI. Изначально их созданием должна была заниматься студия Weta Digital, но на тот период её специалисты были слишком заняты работой над «Аватаром». В итоге Weta Digital смоделировала для фильма инопланетный корабль.
https://www.themoviedb.org/t/p/original/qFjoydrSLqGkaOxSmxSzpoPY0lO.jpg
5 Интересные факты
- Режиссёр настаивал, чтобы инопланетяне хотя бы в какой-то степени напоминали людей. По его мнению, только так можно быть добиться настоящего зрительского сопереживания этим героям.
- Идея первого фильма отсылала к режиму апартеида в Южной Африке. Так в 1966 году «Район №6» Кейптауна был объявлен зоной лишь для белых, после чего 60 тысяч жителей разлучили с родными и насильно переселили.
- Нигерийское правительство сочло образ показанных в «Районе №9» нигерийцев слишком негативным — большинство персонажей оказались преступниками или проститутками, поэтому кинокомпанию попросили принести их народу официальные извинения.
- В саундтрек фильма постарались добавить африканские мотивы. Композитор Клинтон Шортер признавался, что ему было непросто добиться «мрачности», которую требовал от него режиссёр: сам он всегда считал африканскую музыку оптимистичной.
Дату релиза «Района №10» пока не называют. Ориентируясь по промежуткам между прошлыми работами режиссёра, можно предположить, что продолжение истории инопланетян-«креветок» увидит свет как минимум через 2 года — не ранее, чем в 2023 году.