Ассасины: 15 небанальных фактов, которые изменят ваше представление о них. Ассасины кто они на самом деле

Муавия возглавил Халифат, основав династию Омейядов. С этого началось глубочайшее и древнейшее противостояние исламского мира – борьба шиитов и суннитов. Если первые яростно ненавидели убийц Талиба, то вторые показали себя политическими реалистами, и сочли за благо примкнуть к победителям.

Ассасины: 15 небанальных фактов, которые изменят ваше представление о них

ассасины отвратительные мужики assassins creed syndicate факты

23 октября на PlayStation 4 и Xbox One выйдет Assassin’s Creed: Syndicate — очередная часть ежегодного приключенческого сериала от Ubisoft. Образ ассасина, сложившийся в массовой культуре, совершенно сумасброден и далек от истины. Читайте о том, чем на самом деле занимался таинственный орден, кто в действительности придумал фразу «Ничто не истина. Все дозволено», как в этом замешан Курт Кобейн, и в чем Ubisoft оказались не хуже французских классиков.

Стереотипные представления об ассасинах в целом основаны на реальной истории религиозного ордена исламской секты низаритов. Мы собрали нетривиальные факты о них, после которых весь сеттинг вселенной Assassin’s Creed предстанет перед вами совершенно в ином свете.

Первой жертвой основателя ордена
стал его школьный товарищ

ассасины отвратительные мужики

Хасан ибн Саббах, основатель ордена ассасинов по прозвищу «Старец горы», родился в семье умеренных шиитов, однако после учебы в Каире перешел в более радикальное учение низаритов. Показательно, что он был однокашником многих влиятельных и даже великих людей того времени, среди которых были Омар Хайям и Низам аль-Мульк, визирь в империи сельджуков.

ассасины отвратительные мужики

Памятник Низаму аль-Мульку в Иране

Именно с Низама аль-Мулька началась история ассасинов как организации убийц. Бывшие школьные товарищи стали политическими соперниками, и в какой-то момент Хасан устранил противника: к нему был послан убийца, переодетый странником-дервишем, и визирь был убит прямо посреди своего роскошного дворца в окружении стражи и множества свидетелей.

Следует понимать, что информацию о низаритах европейцы во многом получали от их злейших идеологических врагов – суннитов, от которых трудно ожидать объективности.

Возникновение ассасинов

Начало было положено на Аравийском полуострове, когда проповедника Каирской школы по имени Хасан ибн Саббах отослали в ссылку на корабле, желая отправить его подальше от здешних земель. Однако во время плавания приключилась катастрофа. Смерть была практически неизбежна, поднялась большая буря, и люди на корабле уже были готовы к неизбежной кончине. Лишь Хасан ибн Саббах пребывал в полном спокойствии. В повелительном тоне он в эту трудную минуту доносил до своих проводников, что Всевышний обещал ему полную безопасность, и поэтому с кораблем не приключится ничего дурного. Тогда случилось практически невозможное, ведь слова проповедника оказались правдивы. Как по магическому слову, буря стихла в ту же минуту. Матросы поверили в то, что Хасан ибн Саббах является в действительности святым человеком, которого благословил сам Всевышний. Именно с этого момента началась история ассасинов. В тот день сопровождающие преступника сделались его верными слугами. Они поклялись следовать во всем за Хасан ибн Саббахом — сильным воином, который никогда не знал страха. Вместе воины прошли многие земли, в том числе и Персию, пополняя численность адептов и последователей. В конечном итоге группа остановилась на границе Ирака, что находится рядом с Каспийским морем. Они нашли свой дом в крепости Аламут. Мудрый Хасан ибн Саббах не стал прибегать к крайним мерам, и крепость не была подвержена осаде, хотя он вполне мог это сделать. Вместо этого проповедник принял более умное решение: перед местными жителями он представился учителем и странником, вследствие чего те стали его верными последователями. Так строилась будущая империя.

Стоит отметить, что выбранное Хасаном ибн Саббахом место было практически неприступным, и это идеально служило его целям. Поддавшись влиянию этого человека, владельцы крепости объявили о том, что намерены служить великому предводителю. Спустя некоторое время они построили по его приказу еще больше крепостей. Древние территории, занятые Хасаном ибн Саббахом и его армией, в действительности считались отдельным государством. Так образовались ассасины, или хассасины, что означает “последователи Хасана”.

Деятельность ассасинов

Сегодня слово “ассасин” является синонимом выражения “скрытный убийца”. Но далеко не все ассасины были скрытными, и не всем это было нужно. Здесь все зависело от конкретного задания и сути конкретной операции. И если еще глубже вникнуть в суть терминологии, то вернее будет назвать ассасинов не скрытными убийцами, а террористами. В большинстве своем этот орден совершал громкие и кровавые операции при большом скоплении народа, напоминая сегодняшних террористов. Они делали это так, чтобы информация о каком-либо преступлении или же убийстве дошла до каждого местного жителя.Для ассасинов устранение некоторых персон имело под собой политический подтекст, а главным их врагом был высокий класс разного сорта бюрократов. Деятельность отдельных убийц зависела от сути операции. Некоторые из них всегда оставались на месте преступления, чтобы «достучаться до народа», другие же после совершения страшных преступлений начинали читать проповеди, пытаясь привлечь к своей группировке свидетелей.

Ассасины существуют и по сей день, при этом современное общество их боится не меньше, чем в те далекие времена. Правда, сегодня террористы не обладают отдельным государством, однако во всем остальном полностью соответствуют образу тогдашних убийц, что совершали свои коварные злодеяния в далеком прошлом. По всему миру в наше время до сих пор существуют тайные организации, где последователи ордена изучают искусство храбрости ассасинов, их философию и ценности. Такие объединения представляют собой небольшие секты. Вступая в них, люди полностью отрекаются от реальной жизни, проходят необходимую процедуру посвящения, окунаются в мир боевых искусств, учатся тому, как должен выглядеть настоящий ассасин.

Некоторые современные исследования подтверждают, что среди ассасинов есть множество смертников, которые совершают жуткие преступления, не боясь умереть. Их противниками зачастую являются государственные лидеры, люди с высоким заработком, а также те личности, которые не признают достижений Хасана ибн Саббаха, считая его жестоким человеком, а не спасителем, как это трактуется в учении ассасинов.

Аламут держался до 1256 года. Монголы подвели к нему войска и после четырёхдневного штурма неприступная крепость пала. Вместе с ней пала и держава ассасинов, навсегда уйдя в историю и оставив после себя лишь воспоминания о неуловимых и безжалостных убийцах. Последние убежища ассаинов двадцать лет спустя уничтожил египетский султан Бейбарс.

Кто такие ассасины?

Прежде чем перейти к дальнейшему рассказу, следует разобраться с самим термином «ассасин». Откуда же он пошел и что означает на самом деле? На этот счет существует несколько гипотез.

Большинство исследователей склоняется к мысли, что «ассасин» — это исковерканный вариант арабского слова «хашишийа», которое можно перевести, как «употребляющий гашиш». Однако у этого слова есть и другие толкования.

Следует понимать, что в период раннего Средневековья (как, впрочем, и сегодня) разные направления ислама не слишком хорошо уживались друг с другом. Причем противостояние отнюдь не ограничивалось силовыми методами, не менее напряженная борьба велась и на идеологическом фронте. Поэтому ни правители, ни проповедники не стеснялись в очернении своих оппонентов. Термин «хашишийа» относительно низаритов впервые встречается в переписке халифа аль-Амира, который принадлежал к другому течению исмаилитов. Затем это же название применительно к последователям Старца с Горы встречается в трудах нескольких арабских средневековых историков.

Вход в тайное убежище

Конечно, можно допустить, что аль-Амир просто хотел обозвать своих идеологических врагов «тупыми укурками», но, вероятно, он имел в виду нечто другое. Большинство современных исследователей считает, что слово «хашишийа» в то время имело и другой смысл, оно означало «чернь, людей низкого сословия». Говоря другими словами, голодранцев.

Естественно, что ни ассасинами, ни «хашишийа» воины Хасана ибн Саббаха себя не называли. Они именовались «фидаи» или «фидаины», что в буквальном переводе с арабского означает «жертвующие собой во имя идеи или веры». Кстати, этот термин употребляется и в наши дни.

Практика ликвидации своих политических, идеологических или личных противников стара как мир, она существовала задолго до появления крепости Аламут и ее обитателей. Однако на Ближнем Востоке подобные методы ведения «международных отношений» ассоциировались именно с низаритами. Имея сравнительно небольшую численность, община низаритов постоянно находилась под жестким давлением отнюдь не мирных соседей: крестоносцев, исмаилитов, суннитов. Старец с Горы не имел в своем распоряжении крупной военной силы, поэтому выкручивался, как мог.

Хасан ибн Саббах отошел в лучший мир в 1124 году. После его кончины низаритское государство просуществовало еще 132 года. Пик его влияния пришелся на XIII столетие – эпоху Салах ад-Дина, Ричарда Львиное Сердце и общего упадка христианских государств на Святой Земле.

В 1250 году монголы, вторгшиеся в Персию, уничтожили государство ассасинов. В 1256 году Аламут пал.

Штурм крепости. Арабская картина

Мифы об ассасинах и их разоблачение

Миф об отборе и подготовке. Существует множество легенд относительно отбора и подготовки будущих воинов-ассасинов. Считается, что для своих операций Саббах использовал юношей от 12 до 20 лет, в некоторых источниках говорится о детях, которых с «младых ногтей» учили искусству убивать. Якобы, попасть в ассасины было весьма не просто, для этого кандидат должен был проявить недюжее терпение. Желающие попасть в ряды элитных «мокрушников» собирались около ворот замка (днями и неделями), и их долго не пускали внутрь, отсеивая таким образом неуверенных или малодушных. Во время обучения старшие товарищи устраивали новобранцам лютую «дедовщину», всячески издеваясь и унижая их. При этом рекруты могли беспрепятственно покинуть стены Аламута и вернуться к нормальной жизни в любое время. Используя такие методы, ассасины, якобы, отбирали самых стойких и идейных.

Истина заключается в том, что ни в одном из исторических источников нет никаких упоминаний об отборе в ассасины. Грубо говоря, все вышеперечисленное – это просто позднейшие фантазии, а как было на самом деле – неизвестно. Скорее всего, жесткого отбора не было совсем. На «дело» могли послать любого члена общины низаритов достаточно преданного Саббаху.

Об обучении ассасинов легенд еще больше. Чтобы достичь вершин своего искусства, ассасин, якобы, должен был тренироваться годами, в совершенстве владеть всеми видами оружия и быть непревзойденным мастером рукопашного боя. Также в список учебных предметов были занесены актерское мастерство, искусство перевоплощения, изготовление ядов и многое другое. Ну и, кроме того, каждый член секты имел собственную специализацию по региону и должен был знать необходимые языки, обычаи жителей и др.

Никаких сведений о подготовке ассасинов также не сохранилось, так что все вышеперечисленное не более чем красивая легенда. Скорее всего, что бойцы Старика с Горы больше напоминали современных исламских шахидов, чем высокотренированных бойцов спецназа. Естественно, что они горели желанием отдать жизнь за свои идеалы, но успех их акций больше зависел от везения, чем от профессионализма и выучки. Да и зачем тратить время и ресурсы на одноразового бойца, если всегда можно послать нового. Эффективность ассасинов больше связана с самоубийственной тактикой, которую они выбирали.

Как правило, убийства совершались демонстративно, причем обычно ассасин даже не пытался скрыться. Этим достигался еще больший психологический эффект.

Крепость в горах

Миф о гашише. Скорее всего, представление о том, что ассасины практиковали частое употребление гашиша связано с неправильной интерпретацией слова «хашишийа». Называя так своих оппонентов, противники ассасинов хотели подчеркнуть их низкое происхождение, а не пристрастие к наркотикам. Народы Ближнего Востока прекрасно знали о гашише и о его разрушительном действии на тело человека и его разум. Для мусульман наркоман – это конченый человек.

А учитывая строгость нравов, которая царила в Аламуте, трудно предполагать, что там кто-нибудь всерьез злоупотреблял психоактивными веществами. Тут можно напомнить, что за распитие вина Саббах казнил собственного сына, вряд ли такого человека можно представить в качестве руководителя огромного наркоманского притона.

Да и какой боец из наркомана? Ответственность за создание подобного мифа частично лежит на Марко Поло. Но об этом следующий миф.

В конце XI столетия ещё совсем недавно монолитный и могучий исламский мир раскололся на части и переживал не лучшие времена. Арабский халифат распался, единый ислам раскололся на множество сект и вероучений, которые ожесточённо враждовали между собой.

Стратегия выживания

Ибн Саббаха волновало выживание общины. Шансов победить сельджуков в прямом столкновении у него не было. Если враг соберется с силами (что в Средневековье, правда, могло занимать довольно много времени), низаритов сомнут. Поэтому Хасан пошел по другому пути.

Во-первых, он основал учение «Дават-и-джадит» — «призыв к новой вере». Он использовал как шиитскую ненависть к суннитам, так и не до конца растворенную арабами персидскую идентичность. Сельджуков – чужаков и последователей неверного течения ислама – надо было вышвырнуть из Ирана. И, благодаря проповедникам ибн Саббаха, эту мысль поддерживал каждый житель контролируемых низаритами земель.

На этой базе набирались фанатичные добровольцы. Их называли «фидаями» – то есть «жертвующими». Правильно обрабатываемые проповедниками ибн Саббаха, они были готовы наносить самоубийственные удары. Готовность погибнуть во имя правого дела расширяла спектр тактических возможностей – фидаям не требовалось продумывать отход, что упрощало организацию атак.

Мало того, согласно концепции ибн Саббаха, отход только вредил. Его логика была проста: «Мы окопались в горном регионе. Сковырнуть нас с ходу не получится, поэтому противнику понадобятся значительные силы. Их надо будет собрать и обеспечить припасами для долгих осад. Все это займет время. И мы им воспользуемся».

А дальше особенности Средневековья диктовали ибн Саббаху отличный выход. В отличие от современных регулярных армий, в феодальной реальности XI века гораздо более многое зависело не только от умений командного состава, но и от авторитета. И систематическое устранение командиров наносило армии гораздо больший урон, чем сегодня.

Не менее важным было убивать демонстративно – средь бела дня, при крупном скоплении народа, невзирая на охрану. Сам факт того, что ассасина мало волновала собственная жизнь, вкупе с тем, что такие убийства происходили регулярно, был серьезным психологическим ударом. И даже обстоятельно подготовленные кампании против низаритов или теряли в ударной мощи, или не начинались вовсе.

Уже в 1092 году ибн Саббах проверил свои выкладки на практике. Тогда сельджуки устроили крупный поход и осадили Аламут. Что стоило жизни султанскому визирю, а также двум его сыновьям, попытавшимся отомстить. Через месяц внезапной смертью умер сельджукский султан. Если это и было убийство, то точно не в стиле низаритов – те предпочитали демонстративный подход. Результатом, в любом случае, стала гражданская война в стане сельджуков, и от секты ибн Саббаха отстали.

Но многие приписывали смерть султана низаритам. Что только шло им на пользу – ведь страх всегда можно превратить в оружие. Убийства средь бела дня продолжались. Авторитет ассасинов возрос, и вскоре за их деятельность стали принимать вообще любое политическое убийство в регионе. Что резко убавляло у любого «сильного человека» желания вообще лезть в это осиное гнездо.

Мнимые наркоманы

Европа узнала об ассасинах из рассказов путешественников. Её мало интересовали сложные взаимные претензии внутри мусульманского мира. Зато романтизированный образ низаритов заходил «на ура».

Особенно популярна была история про «старца горы», который набирал молодых людей в свой орден и якобы использовал гашиш, чтобы показать неофитам «ворота в рай». Те верили и были готовы наносить самоубийственные удары тем, на кого покажет «старец горы». Образованное от «гашиша» слово «хашшишин» трансформировалось в европейское «ассасин».

Все это, конечно, не так – регулярное употребление гашиша сделало бы из члена секты жалкого наркомана, а не холодно выжидающего удобного момента убийцу. Нет ничего о наркотиках ни в исмаилитских источниках, ни у их врагов-суннитов. Хотя само слово «хашшишин» раньше всего встречается именно там.

При этом сами сельджуки отлично понимали, что шиитам с их традицией мученичества, восходящей еще ко временам Талиба, не нужен гашиш, чтобы массово жертвовать собой. Вероятно, отсылка к этому наркотику была метафорой, обозначающей «изгоя общества», которыми старались представить низаритов сунниты, а не буквальных наркоманов. А европейцам все эти тонкости были не так важны, как еще один красивый миф в копилку ориентализма.

Хасан ибн Саббах отошел в лучший мир в 1124 году. После его кончины низаритское государство просуществовало еще 132 года. Пик его влияния пришелся на XIII столетие – эпоху Салах ад-Дина, Ричарда Львиное Сердце и общего упадка христианских государств на Святой Земле.

Мифы об ассасинах

Ассасины враждовали с тамплиерами, сражаясь с ними за мистические артефакты древности. Этот миф, порождённый играми « Кредо ассасина», не опирается ни на какие факты. Ассасины были одним из средневековых мусульманских государств. Они враждовали и вступали в союзы, исходя из собственных представлений о политической целесообразности и не следуя никаким оккультным доктринам. Если требовалось, ассасины поддерживали крестоносцев, чтобы ослабить своих врагов‑мусульман.

Ассасины: правда о сектах таинственных убийц

Они использовали наркотик гашиш, одурманивая себя, чтобы не бояться смерти. Это очень забавная ошибка, ведь рассказывающие о такой практике не представляют действия гашиша на организм человека. Подобный наркотик вызывает расслабленное состояние, которое вместо боевой ярости и презрения к смерти приводит к желанию лечь и погрузиться в мир самосозерцания.

Нет хуже воинов, чем люди, обкуренные гашишем.

Но вполне вероятно, что наркотики использовались во время вербовки фидаинов, когда их одурманивали и демонстрировали картины рая, вызывая стойкую убежденность, что слова Старца горы — совершенная правда и за них стоит умереть. О таком применении наркотиков писал ещё Марко Поло.

Евгений Башин-Разумовский

К названию наркотика принято возводить и название ордена в целом, но эта версия не поддерживается исследователями. Историки полагают, что в основе лежит арабское слово « أساسيون» ( ассасиюн), означающее « людей, верных основам ( веры)». Причём тут гашиш? Предполагается, что слово « حشیش» ( хашиша), происходящее собственно от названия наркотика и корректно переводимое в сегодняшних понятиях как, извините, « травокуры», исходно использовалось суннитами как уничижительное прозвище в отношении бедняков, исповедовавших неортодоксальные версии ислама — в том числе и исмаилитов.

Ассасины действовали по всему Средневековому миру, находя своих жертв далеко за пределами мира ислама… Это ложь. Конечно, влияние исмаилитов и Старца горы было велико, но оно никогда не выходило за пределы Персии и Сирии, где были сосредоточены их крепости. Никакого интереса не было у ассасинов ни в Европе, ни в Индии или Китае. И, разумеется, рассказы о приключениях ассасинов в Италии времён эпохи Возрождения или в революционной России — вымысел сценаристов компьютерной игры. Секта Старца горы прекратила своё существование ещё в XIII веке, и у них нет никаких наследников.

Ассасины не знали поражений. Это почти правда: большая часть врагов исмаилитов пала от руки убийц. Но, например, султан Салах ад-Дин, давний недруг ордена, пережил два покушения и умер своей смертью.

Низаму аль-Мульку, визирю сельджуков, который не слишком любил ассасинов, повезло меньше

Подготовка ассасинов велась долгие годы с помощью особых техник, превращавших простых людей в фантастические машины смерти, которые превосходят даже легендарных ниндзя… Но это тоже не более, чем легенда. Изощрёнными убийцами ассасины становились не потому, что их делали суперменами, отбирая из тысяч кандидатов.

Секрет успеха агентов Старца горы прост: терпение и готовность ко всему. Чтобы убить султана или вельможу нет необходимости быть великим воином. Достаточно стать его поваром или слугой. И, разумеется, не бояться разоблачения и смерти. Тут фидаины всегда демонстрировали редкую решимость.

Конец ассасинов

Но власть террора не может быть бесконечной. В середине XIII века ассасины получили удар с двух сторон. С запада их теснили мамлюки, захватившие власть в Египте, а с востока пришли монголы, которые не терпели никого, кто мог претендовать на власть в землях, захваченных Ордой. Хулагу, внук Чингиз-хана, предложил всем правителям исмаилитских крепостей капитулировать или умереть. Последний имам ассасинов был слабым, любил роскошь и не хотел воевать. Он сдался монголам. Его увезли в монгольскую столицу Каракорум, где имам бесследно пропал.

Аламут держался до 1256 года. Монголы подвели к нему войска и после четырёхдневного штурма неприступная крепость пала. Вместе с ней пала и держава ассасинов, навсегда уйдя в историю и оставив после себя лишь воспоминания о неуловимых и безжалостных убийцах. Последние убежища ассаинов двадцать лет спустя уничтожил египетский султан Бейбарс.

Нашему миру остались только предания, легенды и чрезмерно романтизированный, мистический образ — впрочем, сослуживший современному искусству неплохую службу.

Оцените статью
warhammer-online.ru