Чем привлекателен жанр RPG — ролевая система, открытые миры и не только. Рпг что значит

Cyberpunk 2077. Долгострой CD Projekt RED поразил кинематографичностью, размерами мегаполиса Найт-Сити, Киану Ривзом в одной из главных ролей. Разочаровал обилием технических ошибок. Поляки неторопливо латают бреши и не спешат выпускать игру на «некстгене».

Несколько принципов хорошей RPG

RPG — Ролева́я игра́ (англ. Role-playing game) — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия.

Вообще понятие это можно применить к очень многим играм. Роли есть везде, в 3д-шутерах от первого лица, в стратегиях, в платформерах и даже в шахматах, не говоря уже о сексуальных ролевых играх.
Но речь пойдёт о компьютерных играх, о том, что такое на самом деле настоящая компьютерная RPG, какая она должна быть, чтобы быть полноценной. Это именно то, что я подразумеваю когда говорю «RPG». Настоящая такая, хорошая РПГшка.

Есть 3 притензии и момента которые являются для меня основными. Одно вытекает из другого. Далее они расположены по порядку важности.

Вид на экране.

Отвратительно когда персонаж на пол экрана, и кроме спины вы ничего не видите. Да ещё перемещение при помощи клавиш WASD. Это уже не РПГ, это уже 3д-экшен от третьего лица. Всё, где такой вид — не РПГ, даже если там прикручена прокачка персонажа. Это third person action. В таком виде обзор сильно ограничен, камера вечно скачет и трётся о скалы и другие предметы.

Изображение

Есть мода в дизайне игр. Вот раньше к примеру все хотели «с видам ис глас», сейчас очень модно ММО, появилась мода на инди», мода на социальные игры.
Разработчики делают так, что камера где-то на уровне лопаток — просто так стало модно. Это тоже самое что «вид ис глас».
В последнее время не вышло ни одной хорошей РПГ, и вышло много экшенов от третьего лица. Все эти экшены расчитаны в первую очередь на консоли.

По настоящему правильная РПГ: вид сверху достаточно далеко и под углом, перемещение кликами мышки. Хороший обзор округи, камера не мельтешит без конца, можно сосредоточиться на том что происходит вокруг.

Изображение

Популярная карта для Warcraft III: известная всем DotA. В ней больше РПГшности, чем в самой современной и новейшей РПГ. Во многом благодаря тому, какой там вид и средство контроля над юнитом. Так гораздо комфортнее.
Некоторым может это показаться нелогичным. Как так? Ведь лучше когда мир более детальный и можно поближе посмотреть. Но это как раз таки всё меняет, и не в самую лучшую сторону.
На самом деле деталей становится гораздо меньше. С близи сразу же видны все недочёты. И это всё портит.
С расстояния можно указать больше деталей и недочёты графики не будут так заметны.

4. Система боя. Определяется то, как происходит бой, а так же то, как влияют различные характеристики и умения персонажей. При этом важно отметить, что обязательно должен присутствовать элемент случайности, так как обычные настольные игры (из которых произошел жанр) подразумевают бросок кубика.

Особенности

В RPG (от англ. role-playing game — ролевая игра) ваш герой бродит по обширному миру, знакомится с неигровыми персонажами (NPC, от англ. none-player character), выполняет квесты, рубит монстров, получает в результате приключений очки опыта и ценные предметы. Один из столпов жанра — прокачка. Вы можете повлиять на характеристики персонажа, способности, умения и оружие/броню. Развивайте персонажа по-своему и проходите игру в удобной манере. Подобная гибкость подкупает, пусть она и далека от «отыгрыша роли», как в «настолках».

Авторы обычно предлагают создать собственного героя или взять готовенького. Часто к цели вы ведете целый отряд (партию) «приключенцев», причем у каждого есть имя, биография, мотивы. Количество бойцов невелико — как правило, не больше шести.

Сюжет не менее важен, чем прокачка и руководство отрядом. На него влияют ваши действия и выбор в диалогах, приводящие к одной из концовок.

С начала 2000-х годов события в RPG разворачиваются в открытых мирах. Они детально проработаны и создают иллюзию живой вселенной. Что до сеттинга (место действия/антураж), то разработчики часто выбирают фэнтези. Встречаются и исключения: киберпанк (Cyberpunk 2077, Deus Ex, Shadowrun), стимпанк (Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura), мистика с вампирами и оборотнями (Vampire: The Masquerade — Bloodlines), постапокалипсис (Wasteland, Shin Megami Tensei, Fallout).

А боевые системы лучше рассматривать в рамках поджанров.

Поджанры

Как и любой старый игровой жанр, RPG породили немало ответвлений. Остановимся на главных.

JRPG. Ролевые игры родом из Японии. От западных отличаются линейным сценарием и заранее созданным главным героем (вы меняете лишь имя, да и то не всегда). Во время боя партию перекидывает на отдельный экран. Раньше для прокачки японцы поголовно обращались к random encounters, то есть случайным битвам: вы не видите врага заранее и не можете его миновать. Они очень раздражают, когда нужно много перемещаться по локации. Сами схватки в большинстве JRPG, как и в классических западных «ролевках», пошаговые и требуют усидчивости, знания сильных сторон героя и его соратников, недостатков противника.

Из известных серий приведем Final Fantasy, Dragon Quest, Pokemon, Tales of, Kingdom Hearts, Star Ocean, Persona.

Action/RPG. В «ролевых боевиках» важен навык геймера, его реакция, а не только параметры персонажа. Сюжет может быть подан в обрывочном и даже примитивном виде, к примеру, через описания предметов. Популярные представители: Diablo, Monster Hunter, Dark Souls.

Помните, что в action/RPG все-таки важны характеристики и классы. Не стоит их путать с агрессивными слэшерами и прямолинейными экшенами/hack and slash.

Тактическая RPG. Смесь «ролевки» и тактической стратегии. Крючком, цепляющим геймера, тут выступают пошаговые баталии. Они происходят на карте-сетке, персонажи ступают по квадратикам. Необходимо учитывать естественные преграды и укрытия. Из игр последних лет в качестве примера приведем Ash of Gods: Redemption и серию Expeditions.

Гибрид RPG и шутера. Подобные проекты соединяют геймплейные черты ролевой игры и шутера. Это Mass Effect, Outriders, The Outer Worlds, Destiny, Deus Ex. В них продуманное повествование совмещено со стрельбой в реальном времени и прокачкой героя.

Dungeon crawler. В играх этого поджанра сценарий поверхностный — вас просто посылают в подземелья обходить ловушки, уничтожать нежить, чудовищ и собирать добычу. С каждым новым подземельем сложность растет. Зачастую они генерируются случайным образом, плюс создатели вводят механику «permadeath», когда со смертью персонажа вы теряете весь прогресс. Авторы Darkest Dungeon разнообразили поджанр, внедрив показатель душевного здоровья — следите за ним, иначе отряд под стрессом перестанет выполнять приказы.

Текстовая RPG. Этакая интерактивная книга. Вы листаете страницы, принимаете решения, получаете очки опыта и тратите их на выбранные характеристики. Текст тут первичен, а происходящее демонстрируется при помощи статичных картинок. Текстовые RPG родственны японским визуальным новеллам. В нынешнем году в поджанре прогремела The Life and Suffering of Sir Brante от томской студии Sever.

MMORPG. В массовых многопользовательских онлайн-RPG застревают сотни тысяч и миллионы геймеров. Разработчики создают десятки миров-копий на разных серверах, где собираются тысячи игроков. Чтобы проходить сложные подземелья, геймеры объединяются в гильдии. Модель оплаты может варьироваться: продажа аддонов, микротранзакции, ежемесячная подписка. Подобные проекты способны принести создателям куда больше, чем одиночные «ролевки». В то же время разработчики тратят огромные деньги на поддержание сетевой вселенной. Сейчас за аудиторию сражаются два MMO-тяжеловеса — World of Warcraft и Final Fantasy 14.

Авторы обычно предлагают создать собственного героя или взять готовенького. Часто к цели вы ведете целый отряд (партию) «приключенцев», причем у каждого есть имя, биография, мотивы. Количество бойцов невелико — как правило, не больше шести.

Основная классификация игр жанра РПГ

1. PRG-повествование. Как не сложно догадаться, основной упор в таких играх делается на сюжет и диалоги, а остальные механики игры выстраиваются вокруг них. При чем не обязательно, что боевых моментов практически не будет. Однако, разговаривать персонажу придется много.

2. Зачистка локаций (подземелий). Это, по сути, обратная ситуация к RPG-повествованию. Большая часть игры уделяет внимание боевым механикам. При этом сюжет и диалоги нередко весьма скромны и нужны лишь для ощущения, что игрок не просто так бегает по коридору и «пинает» монстров.

3. РПГ-песочница. В таких играх основной сюжет является лишь малой частью. Большее же внимание уделено дополнительным квестам и свободе действия игрока. Обычно это большой открытый мир с массой локаций, среди которых персонаж может свободно перемещаться. При чем порой игра так построена, что при определенных обстоятельствах основную сюжетную линию можно пройти за крайне короткий срок. Но, пользователи этим не занимаются, так как исследование мира становится во главу прохождения видеоигрушки.

Понравилась заметка? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

Гибрид RPG и шутера. Подобные проекты соединяют геймплейные черты ролевой игры и шутера. Это Mass Effect, Outriders, The Outer Worlds, Destiny, Deus Ex. В них продуманное повествование совмещено со стрельбой в реальном времени и прокачкой героя.

Становление

1981 — Становление легенд

35 лет эволюции. Как закалялась RPG

35 лет эволюции. Как закалялась RPG

Ранние ролевые игры были полны условностей, вызванных техническими ограничениями. Но стремительное развитие технологий позволило уже в начале 80-х появиться на свет таким столпам RPG, как Ultima и Wizardry, которые на протяжении многих лет оставались законодателями мод в жанре.

Влияние обоих сериалов на развитие CRPG сложно переоценить. Так, Ultima I: The First Age of Darkness была в числе первых графических ролевых игр, в которых имелся полноценный сюжет. В четвертой части сериала в механику игры было включено понятие добродетели. Таким образом, впервые в истории жанра игрокам приходилось задумываться о последствии своих поступков и выбирать между добрым и злым путем. И именно создатели Ultima во главе с Ричардом Гэрриотом начали уделять серьезное внимание общению с неигровыми персонажами.

Студия Sir-Tech, создавшая сериал Wizardry, тоже привнесла в жанр немало нового. Например, в оригинальной Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord игроки впервые получили под свое управление не одного героя, а целую партию. В последующих частях сериала появились альтернативные концовки, случайные битвы, престиж-классы, а в одной из них — даже возможность поиграть за отпетого злодея.

Оба сериала просуществовали порядка двух десятилетий и на протяжении большей части этого времени формировали облик компьютерных ролевых игр.

1982 — Консольный дебют

35 лет эволюции. Как закалялась RPG

Первым представителем ролевых игр на консолях стала Dragonstomper, вышедшая на Atari 2600. Задача перед игроком ставилась вполне традиционная по тем временам — набраться опыта, тренируясь на мелких противниках, с тем чтобы в финале одолеть могучего дракона. Зато Dragonstomper позволяла многие проблемы решать несколькими различными способами и этим выделялась на фоне большей части современных ей RPG.

1986 — Ролевые игры покоряют Японию

35 лет эволюции. Как закалялась RPG

Японские ролевые игры появились под влиянием западных проектов. Рассказывают, что создатели Dragon Quest увидели как-то то ли Ultima, то ли Wizardry и решили сделать то же самое, только на свой манер. В результате жанр эволюционировал настолько, что сейчас уже напоминает западные прототипы разве что внешне. И все же, говоря об истории ролевых игр, нельзя не отметить хотя бы дату зарождения jRPG. Развитие жанра началось в 1986 году, когда компания Chunsoft выпустила первую часть сериала Dragon Quest. Пожалуй, главной его особенностью было то, что он, в отличие от большинства западных RPG того времени, создавался в расчете на массовую аудиторию, а не только хардкорных игроков. Впрочем, на Западе Dragon Quest особого успеха не снискал — зато это удалось сделать стартовавшему годом позже сериалу Final Fantasy.

Золотая эра

1987 — Трехмерная CRPG в реальном времени

35 лет эволюции. Как закалялась RPG

На протяжении первого десятилетия истории ролевых игр пошаговые сражения оставались одним из неотъемлемых атрибутов жанра. Так продолжалось до тех пор, пока компания FTL Games не выпустила Dungeon Master — игру с трехмерной графикой и боями в реальном времени, на манер шутера от первого лица. Кроме того, здесь отсутствовали привычные по другим RPG классы, а у героев точечно улучшались те навыки, которые они чаще всего использовали. Наконец, нельзя не отметить, что для игры, ориентированной на экшен, Dungeon Master обладала весьма недурным сюжетом. Оно и понятно, ведь это была одна из первых RPG, над сценарием которой трудился профессиональный литератор — в данном случае Нэнси Холдер.

1988 — AD&D на экранах мониторов

35 лет эволюции. Как закалялась RPG

35 лет эволюции. Как закалялась RPG

Созданной Гигаксом компании TSR не потребовалось много времени, чтобы разглядеть потенциал зарождающегося рынка видеоигр, и уже на заре 80-х вышли первые компьютерные адаптации системы Advanced Dungeons & Dragons. Они, однако, оказались не слишком удачными. Это не обескуражило TSR, и компания предложила ценную лицензию сразу нескольким крупным разработчикам, в числе которых были Electronic Arts и Sierra Entertainment. Заполучить вожделенные права на систему и миры AD&D в итоге удалось последней.

Результат не заставил себя ждать. Вскоре Sierra выпустила Pool of Radiance — игру, которая подкупала глубокой боевой системой, популярным сеттингом и великолепной по тем временам графикой. Что особенно важно, разработчики создали движок, на основе которого с легкостью можно было собирать новые игры, так что Pool of Radiance положила начало длинному, страшно популярному сериалу, который из-за золотистого оформления коробок получил название Gold Box.

Нельзя не отметить и одну важную тенденцию, наметившуюся именно в 1988 году. В сериалах Ultima и Wizardry присутствовали элементы фантастики, но всё же по духу и стилю они, как и львиная доля RPG восьмидесятых, принадлежали к фэнтези. А к концу десятилетия драконы с эльфами начали утомлять — если не игроков, то уж разработчиков точно, и они все чаще отваживаются на эксперименты с другими жанрами. Пожалуй, самой яркой нефэнтезийной RPG той эпохи можно признать постапокалиптическую Wasteland от студии Interplay. Впрочем, войти в историю игре помог не только нетривиальный сеттинг, но и гибкая ролевая система, основанная на навыках. Кроме того, Wasteland стала одной из первых RPG, в которой NPC-спутники были не просто ходячими наборами характеристик, а полноценными личностями.

1991 — Дедушка MMORPG

35 лет эволюции. Как закалялась RPG

Sierra Entertainment поставила выпуск игр по AD&D на конвейер, причем создавала их не только самостоятельно, но и доверяла сторонним студиям. Одним из субподрядчиков стала компания Stormfront, сотрудников которой во главе с Доном Даглоу не устраивала роль простых ремесленников, и они выступили с революционным предложением — создать первую многопользовательскую ролевую игру с графикой. Ею стала Neverwinter Nights, созданная на основе все того же движка Gold Box и заложившая основы жанра MMORPG. В частности, именно в ней появились многие привычные нам понятия вроде режима PvP или гильдий.

RPG ценят за свободу в развитии героя и исследовании мира, за прямое влияние на то, как сложится история. А какие черты жанра нравятся вам? Что предпочтете — Avowed, Starfield или Final Fantasy 16? Поделитесь в комментариях!

В чем разница между MMO и MMORPG?

Задавая вопрос «Что это за игра?», человек чаще всего имеет в виду ее жанр или поджанр. Игра может «быть» шутером от первого лица, игрой на выживание или же ролевой игрой. То же самое можно сказать о MMO.

Ни одна игра не может быть просто MMO. С тем же успехом можно сказать, что игра – «многопользовательская». Это действительно так, но определение не говорит ничего о самой игре кроме того, что в нее можно играть с другими людьми (или против них). У игры должен быть конкретный жанр.

Массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры, или MMORPG, – это игры MMO, которые относятся к жанру RPG.

Это ролевые онлайн-игры, в которые одновременно может играть множество пользователей.

Разница между MMO и MMORPG заключается в том, что все MMORPG являются MMO, но не все игры MMO – обязательно MMORPG.

MMORPG – это по определению ролевая игра, а MMO может быть чем угодно: королевской экшен-битвой, стратегией или даже абсолютно новой интерактивной игрой, которая не вписывается ни в один из существующих жанров.

Это тонкая, но существенная грань. Можно сесть в лужу, рассказывая другому игроку о новой MMORPG, если в итоге окажется, что на самом деле это хардкорная многопользовательская стратегия со сложной системой кастомизации, но без единого элемента RPG.

На первый взгляд, это может показаться ерундой, но поверь: бывает, что игроки придают подобным ошибкам огромное значение.

Как понять, что перед тобой MMORPG

Давай разберемся в ключевых компонентах MMORPG: MMO и RPG. Мы уже определили, что такое MMO. Пора выяснить, в чем заключается успех хорошей ролевой игры.

RPG-видеоигры, которые часто называют CRPG (Computer Role-Playing Games, компьютерные ролевые игры), многое заимствуют у своих аналоговых предшественников. Например, у них такой же уровень кастомизации персонажей. Игроки могут создавать и кастомизировать своих персонажей, представленных цифровым аватаром. Они могут контролировать всё: от внешнего вида, расы и пола до профессии и навыков. По мере развития игры игроки могут улучшать и развивать своих персонажей, делая их всё более уникальными и сильными.

В большинстве современных RPG игроки могут управлять не только своими персонажами, но и миром, в котором те обитают. Действия игроков напрямую влияют на развитие истории и на преображение окружающего мира. Игроки могут добиться этого, просто следуя сюжету и наблюдая за ходом событий или же делая выбор самостоятельно.

Лучшие RPG позволяют игрокам решать задачи и продвигаться по сюжету множеством способов, чтобы поддерживать разные стили игры. В качестве простейшего примера возьмем встречу со стражем, охраняющим дверь. Игрок может решить, отвлечь ли стража с помощью магии, обмануть его, притворившись знаменитостью, или же выхватить меч и атаковать. Каждый из этих вариантов должен привести к разным последствиям. Возможно, ты столкнешься с обманутым тобой стражем позднее, но в этот раз он окажется попрошайкой на улице, потому что лишился работы.

Конечно, на этом создание RPG не заканчивается, но нам бы понадобилось слишком много времени, чтобы охватить всё. Ключевое слово, о котором нельзя забывать, говоря о ролевых играх, – это вовлеченность. Чем больше игрок может влиять на мир и персонажей игры, тем лучше.

Как понять, что перед тобой MMORPG

Кроме того, есть технические моменты: квесты, очки опыта, трофеи, навыки и сражения. Они напрямую связаны с базовыми механизмами кастомизации персонажей, вовлеченностью игроков и насыщенным сюжетом.

Если взять все эти составляющие и поместить их в среду, в которой одновременно взаимодействуют десятки, а то и сотни игроков, получится MMORPG.

Хорошие примеры популярных MMORPG: World of Warcraft, Guild Wars 2, The Elder Scrolls Online, Star Wars: The Old Republic и EVE Online.

Надеемся, теперь ты знаешь, как различить игры MMO и MMORPG, и как понять, что ты играешь именно в MMORPG.

И еще одно: в большинстве MMORPG не бывает никаких ручных противотанковых гранатометов. Если, конечно, ты не играешь в футуристическую дистопию, в которой магию заменили взрывчаткой высокой мощности. В общем, это почти одно и то же, вот только взрывчатка куда круче.

Pillars of Eternity. Разработчик — тоже Obsidian. На сей раз перед вами упражнение в духе «Как сделать ностальгическую RPG в наши дни». Obsidian с ним справилась образцово. И породила моду на изометрические RPG.

Особенности жанра

Подавляющее большинство MMORPG – это фэнтезийные миры с эльфами, гномами, орками и прочими мифическими созданиями. Однако, есть и другие популярные стилистики: космос (например, EVE Online), постапокалипсис (например, Stay Out), стимпанк (например, A:IR) и прочие. Причем подобные игры могут быть не только трехмерные, но и с рисованной 2D графикой. ТОП 20 лучших 2D MMORPG можно посмотреть сайте.

Развитие персонажа

Персонажа в MMORPG нужно развивать постоянно. Делается это самыми разными способами от банального повышения уровня до самых хитроумных комбинаций параметров, талантов и навыков. Вот самые распространенные возможности современных ролевых онлайн игр:

  • Повышение уровня,
  • Покупка оружия / брони / бижутерии / артефактов и прочей экипировки,
  • Распределение очков характеристик (сила / ловкость / выносливость и так далее),
  • Распределение очков талантов для усиления персонажа в тех или иных аспектах,
  • Улучшение обмундирования магическими камнями / свитками / наборами.

Причем, чем серьезнее MMORPG, тем больше там контента. К примеру, в современной Lineage 2 аж 11 рангов экипировки, начиная с NG (No Grade) для новичков и заканчивая классом R110 для 110 уровней и выше. Что уж говорить о дереве талантов Path of Exile, от одного вида которого можно лишиться дара речи.

Дерево талантов Path of Exile

Социальное взаимодействие

В MMORPG играют не столько ради развития персонажей, сколько ради возможности играть с другими игроками. Социальное взаимодействие в ролевых онлайн играх включает:

  • Общение при помощи чата / внутренней почты,
  • Создание кланов / орденов / гильдий / альянсов,
  • Торговлю с другими игроками,
  • Кооперативное прохождение инстансов / квестов / подземелий,
  • Совместные походы на мировых боссов,
  • PVP (Player vs Player) сражения,
  • Осады замков / крепостей / городов,
  • Многое другое.

MMORPG – это огромные виртуальные миры, густо населенные людями самых разных возрастов, национальностей, рас и убеждений.

Современные тренды

Все больше современных MMORPG упрощают геймплей, чтобы привлечь широкую аудиторию. Например, вышедшая недавно Lineage 2M, которую ждали миллионы геймеров по всему земному шару, по факту играет сама в себя. Игрок просто нажимает кнопку «Автобой» и его персонаж начинает крошить монстров, пока не умрет. Несмотря на абсурдность этого процесса, сервера Lineage 2M забиты до отказа.

Lineage 2M

Второй, уже более здравый тренд современности – это боевая система NON-Target, когда врага невозможно «взять в цель», а приходится реально попадать по нему ударами, магией или выстрелами. Этот аспект привносит в сражения больше непредсказуемости. Ведь теперь недостаточно иметь мощное оружие – нужно еще и уметь им пользоваться.

Warframe

Одна из лучших игр с такой боевкой – культовый MMORPG-шутер Warframe, где пользователи играют за космических ниндзя, уничтожая врагов всеми мыслимыми и немыслимыми видами оружия. Здесь вам и паркур, и эффектный ближний бой на мечах, и космические корабли, и боссы для кооперативного прохождения. Словом, затянет надолго и не факт, что отпустит.

Вред и польза MMORPG

Бытует мнение, что онлайн игры, как и компьютерные игры в целом, приносят только вред. Это заблуждение, что уже не раз подтверждалось ученными.

Например, как сообщает портал «Риа Новости», ученные из Калифорнийского университета выяснили, что шутеры и аркады развивают интеллект. Причем в число «полезных игр» вошли продукты с мировым именем: GTA 5, Minecraft и даже Angry Birds.

Больше того, нейрофизиологи даже разработали игру-гонку на машине, которая помогает пожилым людям поддерживать остроту ума и живость мышления. В статье говорится, что подобные игры смогут продлить интеллектуальную жизнь пациентов с болезнью Альцгеймера.

И таких исследований много.

Опасность MMORPG заключается лишь в том, что они слишком хороши, а потому способны увлечь человека настолько, что реальная жизнь станет для него каким-то маловажным промежуточным этапом между игровыми сессиями. Но игры ли виноваты в том, что некоторым просто чуждо чувство меры? На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно.

Оцените статью
warhammer-online.ru