Age of Decadence — одна из худших игр в этом списке. Возможно, ее презентация не самая лучшая, но то же самое нельзя сказать о ее игровом процессе.
Лучшие CRPG
Существует так много прекрасных проектов, что выбрать было очень сложно, но нам удалось составить список лучших CRPG.
CRPG (computer/console role-playing game) — дочь настольных ролевых игр. Глядя на первую CRPG, трудно не почувствовать влияние Dungeons & Dragons. Те же числовые параметры уровня опыта, уровень, хит-пойнты, сбор ценного лута, бросковые навыки и небольшие группы героев, стремящихся далеко пойти, преследуют большие цели. По пути они сражаются с врагами, собирают трофеи, зарабатывают еду, совершенствуют свои навыки и вообще весело проводят время. Приятно продолжать такие исследования.
Neverwinter — это динамичная и захватывающая MMO-игра, основанная на знаменитом мире Dungeons and Dragons. Она распространяется по модели Free-to-Play.
С его скукой и горами проблем мало кто хочет уйти от реальности и стать кем-то другим в другом мире. Бороться со злом и спасать мир — звучит гораздо благороднее, чем каждый день смотреть в офисный экран, а там и до драконов и принцесс недалеко.
Классические ролевые игры отлично справляются с погружением нас, обычных людей, в альтернативную реальность с помощью хорошо продуманных миров, персонажей и вариантов выбора (или создания иллюзии правдоподобного выбора), где интригой становится игрок. Конечно, смешивать их с другими видами и заимствовать у них несколько предметов никогда не было легкой задачей, но так даже интереснее.
серия The Witcher
Действительно, каждый, кто читал романы Сапковского, представляет, каково это — жить в таком суровом мире, населенном тысячами монстров и людей, которые иногда оказываются хуже любого монстра. И этот мир, при всей его жестокости, кажется вполне реалистичным.
Последняя книга, казалось, запустила игру до самого продолжения истории, но ясно, что она еще не закончена. Ведьмак сильно пострадал, но остался жив. Но теперь он почти ничего не помнит о своей прежней жизни. Но он должен продолжать бороться со злом во всех его проявлениях. Геймплей разработан так же блестяще, как и книги.
В каждой части серии игровой процесс менялся. Например, во второй части теперь можно преодолевать низкие стены, заборы и другие препятствия. Боевые действия немного изменились в сторону экшн-РПГ, а в третьей части вы наконец-то научитесь играть в Gwent, которой поклоняются врафийцы. Это не совсем неизвестно в Геральте.
Fallout и Fallout 2
Для многих Fallout — это любовь, которая бывает раз в жизни. Система эволюции протагониста, необычные и запоминающиеся персонажи, разбросанные по карте, открытый мир с его многочисленными возможностями и прекрасно сохраненная апокалиптическая атмосфера — вот что сделало Fallout бессмертной.
Разработчики создали уникальный мир. События вроде бы происходят в далеком будущем после ядерной войны, но протекают в ретро-футуристическом стиле, который подводит итог 40-м и 50-м годам прошлого века. В первой части серии есть много действительно замечательных элементов и возможностей, но, пожалуй, самое интересное — это возможность стать кем угодно и делать что угодно. Если вы хотите попробовать себя в роли зла, вы можете стать, например, жестоким наемником. Если вы предпочитаете роль добра, вы можете искоренять мутантов, освобождать рабов и наводить порядок.
Обе игры были выпущены в конце 90-х годов, поэтому вряд ли можно винить современных геймеров в том, что графика их обескуражила. Следующая часть, возможно, более красивая, но во многом отступает от правил, установленных в начале серии. Поэтому мы можем только надеяться на переиздание легенды.
Игрок должен стать одним из студентов NeverwinterHeroesAcademy. Как обычно, город в беде — его жителей истребляет чума, а преподавателей академии убивают неизвестные преступники, за которых вы должны отомстить.
Подход к сюжету
Западные и японские ролевые игры имеют очень разные подходы к истории. Зарплата очень важна в ролевых играх. Развитие игрока часто бывает нелинейным, и каждый может сделать выбор, который влияет на остальную часть истории. Второстепенные миссии могут быть не менее интересными, чем основная. Изучение мира приобретает все большее значение.
Что касается японских ролевых игр, то они рассказывают линейную историю. Игрок может оказывать минимальное влияние на ход событий. Его задача — возвысить персонажа и наблюдать, как он движется по заранее разработанному сценарию. В основе сюжета лежит главная миссия. Исследуйте мир так, как предлагает сценарий.
Что можно сказать по поводу героя?
Из этой истории вытекают важные моменты. У японцев главный герой — зрелая личность. Обычно он уже имеет серьезное прошлое на своей территории. Это становится очевидным по мере прохождения игры и влияет на некоторые сюжетные повороты.
На Западе главный герой — это человек из ниоткуда. Часто у него нет прошлого по разным причинам. Например, очень часто переезд приводит к амнезии. Нередко человек бывает совсем молодым. В этом случае прошлое человека не настолько важно, чтобы упоминать его отдельно. Полагаться на другие уловки также очень распространено.
Главный герой может быть связан клятвами или обещаниями, которые не позволяют ему говорить от своего имени.
Главный герой пережил большую трагедию и не хочет вспоминать прошлое.
Главный герой оказывается в ситуациях, когда не следует привлекать к себе внимание, проецируя прошлое.
Это ситуация, когда персонаж решает начать все сначала по ряду причин. Это может быть освобождение из тюрьмы, уход из монастыря, смерть близкого человека, необходимость искупления, окончание войны или любой другой значимый период в жизни.
Игровой процесс
Геймплей в западных ролевых играх гораздо сложнее. Там вы можете легко переключаться между разными игроками и добиваться одного и того же разными способами. Не все грузы одинаковы. Вам не обязательно двигаться линейно. Навыки персонажа могут быть улучшены различными способами. В одних случаях вы можете противостоять врагам с помощью навыков, даже если конкретная сюжетная линия требует только развития боя, в то время как в других, благодаря магии, вы можете противостоять врагам с помощью стойкости и использования артефактов.
Однако в японских ролевых играх дело обстоит иначе. Боевая система здесь одновременно и проще, и надежнее. Она включает в себя пошаговое действие. Вы не можете переключаться между персонажами. Вы всегда играете за своего главного героя. Как правило, врагов можно убить одним или двумя способами. Часто это играется как отдельная функция.
Стоит отметить, что выше описаны классические западные и японские ролевые игры. Однако в «чистом» виде такие работы встречаются все реже. Оба подхода взаимосвязаны. В частности, на Западе появляется все больше игр, герои которых имеют достаточно богатую предысторию, которая развивается по мере их эволюции. А современные японские ролевые игры менее аскетичны и более параллельны. В целом, варианты прохождения основной миссии могут быть созданы разными способами. Однако основная линия разработчиками в какой-то степени сохраняется.
Как только Synthwave отзвучит, настанет время для ролевой игры в стиле киберпанк. Shadowrun — это смесь футуризма и традиционного фэнтези, поэтому игроки увидят гномов и эльфов рядом с яркими неоновыми вывесками и грязными переулками Метрополиса.
Особенности
Игры такого рода обычно характеризуются продуманными разветвленными сюжетами, присутствием множества персонажей из прошлого и obvm, тоном диалога, «свободой действий»™ и, конечно же, SPG без нее. Боевая система часто функционирует по противоположному принципу — нудному и однообразному, сводящемуся к «беги, закликивай, корпи, убегай, убегай, убегай», но если учесть, что хорошая, добротная RPG и сражения — это сюжетная книга, мирно собирающая пыль на полках школьников, то этот недостаток не впечатляет и порой в окружающем мире часто оказываются смешанными. Настоящий RPG-геймплей обычно длится часами и требует активации мозга на протяжении всей игры, позволяя вести диалог и воспринимать историю, иногда отключая его для ведения боя.
Не менее важной для этого вида является очень важная «адаптация» игрового персонажа. Это включает в себя обработку, модернизацию и создание образов персонажей в соответствии с пожеланиями игрока. Масштаб явления полностью зависит от возможностей игры. Это малейшее изменение в одежде и распределение навыков до полной переработки персонажа. Конечно, не забывая исправлять природные недостатки, многие почки могут сидеть по часу и пытаться максимально улучшить человеческую личность под себя. Британские ученые сходятся во мнении, что такое поведение символизирует стремление реципиента к побегу.
Еще одним важным фактором является общение с товарищами и внешним миром в целом. Практически с любым гохимом, который вдруг выбегает к вам со словами: «Отдай мне все свое.11», можно в мгновение ока развестись за кружкой пива. По сценарию все злодеи ГМа готовы разорвать их зубами.
Учитывая все эти параметры, можно смело предположить, что варианты являются противоположностью своего вида, например, FPS. Это произошло, хотя бы частично. Хомячки с обеих сторон десятилетиями вели большие сражения на всех полях битвы и в других странах, при любой возможности и абсолютно везде. Но об этом подробнее ниже.
Существуют также принципы, определяющие достоверность ролевых игр, как и в основе каждой из них. Это широко известно как «начало трех «у»» или «начало трех «у»».
- ‘Сила/убийство’ — небо для нас, земля под нами, нож в кармане, вперед, мусульмане! Любая проблема решалась только силой, будь то сверхзвуковая или бездомная туземка, при условии, что это было получение трубы на хлеб.
- ‘Stealth/ Steal’ — вместо того, чтобы пробиваться сквозь вооруженных до зубов охранников, вы можете пройти незаметно за короткий промежуток времени. Однако вся игра редко проходит таким образом. Рано или поздно на неизбежной дороге вы не встретите человека.
- ‘Довод/согласие’ — при достаточном умении и возможности можно убедить противника не сопротивляться или пропустить игрока. Этот метод является самым веселым, так как велика вероятность встретить «менее сложный» диалог. Как правило, это происходит следующим образом.
Подвиды
Когда большинство людей говорят «RPG», они подразумевают эльфов, орков, средневековую амуницию и атласы. Это представление в корне неверно, несмотря на то, что многие представители жанра начинают с меча и колдовства. На эту тему можно долго и упорно спорить, но кроме полета огненных шаров и свиста мечей, я обсужу другие аргументы, которые могут предложить ролевые игры.
Классические и наиболее распространенные варианты прошлого иногда называют WRPG (западные ролевые игры). Как правило, их отличает расслабленный геймплей, сконцентрированный в основном на диалогах и миссиях (это легко понять — полное погружение в виртуальный мир наиболее важно для гиков) и, как правило, серийная боевая система.
Сюжеты могут быть самыми разными, но типичное воображение, основанное на D&D, и самопубликуемая научная фантастика выделяются. Первый, очевидно, населен эльфами, гномами, драконами, паладинами и прочей столь же незначительной неведомой хренью. Кроме того, приоритеты адаптации различны — в фэнтезийных RPG основное внимание уделяется самим персонажам, в то время как в SCI-FI лучше обратить внимание на модернизацию оружия и снаряжения.
Ролевые игры в действии
Ролевые игры на перекрестке видов — геймплей имеет тенденцию быть то удачным, то нет, а «навыки» игрока так же важны, как и навыки «персонажа». Сражения, как правило, происходят в реальном времени. Неотвратимые диалоги, сложные нелинейные миссии и прочие вещи, столь любимые Spider Central, зачастую очень примитивны. Справедливости ради стоит отметить, что многие современные косметические игры имеют некоторый элемент ролевой игры. Их можно рассматривать как ролевые игры в ненавязчивой форме.
Например, разбойник.
Это была небольшая олдскульная игрушка, заложившая основы для вида в целом, но оставшаяся верной своему собственному стилю. Как правило, Графон, как и графика, полностью отсутствует — роль играют текстовые символы или символические изображения. Напротив, есть сложная рейтинговая система (например, в Dungeon Crawl ролевая система считается одной из лучших в мире — раскачка в навыках, классические уровни, возможность использовать предметы и окружение полностью омские. (выглядеть как суккуб, можно облажаться), миллион возможных предыдущих примеров стрельбы себе под ноги, черный пудинг, не готов к раковине, кухня, выгнать нахуй, кричать «посудомойка вернись», чтобы погрузиться в проклятое подземелье Нетак Куча горстей, которые могут пожирать игроков, убивать тысячи ходов кошки, прежде чем превратить бумеранги в адом) и идеально стабильный баланс (тот же Netac славится — например — , если вам очень повезет, вы можете получить виш в начале игры. Т.е. благословенное масло +2 серебра — надеемся на закон масштаба и, как правило, получаем один-два бесплатных артефакта, но все же некоторые трудности остаются). Ах, да, главное — пермадея. Другими словами, если вы anon, то вы мертвы, и вы мертвы. Постоянно.
Некомпьютерные RPG
Одних пикселей может быть недостаточно для полного погружения в другой мир — вы хотите почувствовать себя частью процесса и взаимодействовать с другими сверстниками. Достичь такой реалистичности нелегко, но возможно.
Таблицы RPGS.
Это те самые настольные ролевые игры, которые впервые появились как ролевые игры в 1970-х годах. Они также положили начало системе правил D&D, которая дала начало основным WRPG. Настолка, как называют эти игры, может иметь различные визуализации. Стоимость денег, как говорится, варьируется в широких пределах. Вы можете использовать разрушение, покупая 10-гранные игральные кости. Вы можете делать костюмы для себя и своих друзей, создавать друзей из спичек и желудей, активизировать свое воображение, покрываться дерьмом и начинать мастурбировать, передвигая цифры на разработанной карте. Для тех, у кого больше денег, коллекционных предметов и других элементов пениса, подойдут настольные игры. Ролевая игра — игра редко востребована, но подобные функции — да, существуют. Идут рука об руку с настольными ролевыми играми и настольными варгеймами. Помимо того, что настольные RPG развились из варгеймов, почти все популярные настольные варгеймы (Warhammerfb/40k, Battletech, Warmachine/Hordes и т.д.) имеют собственные RPG в своем сеттинге (либо сами создатели, либо поручено специалистам RPGMakers). Причина в основном экономическая — взрывы в Warhammer и ель в RPG часто пересекаются, и ради души и атмосферы Jerkdraught от Warhammer может заинтересовать RPG на его основе. Даже если он никогда не играл в ролевые игры в прошлом. Это относится ко многим видам сцен — почти в каждой популярной вселенной (Звездные войны, Фарскейп, Песнь Льда и Огня и т.д.) есть хотя бы одна соответствующая книга по d20 или даже по системе как таковой (безусловно, безусловно, безусловно, безусловно, безусловно, безусловно. В отличие от наборов для варгеймов, важен маркетинг игры для энтузиастов «устоявшихся» ролевых игр по порядку/фильмам/книгам, а не вовлечение «иностранных» фанатов в глубокие по настольным ролям.
Примеры настольных ролевых игр: Das Schwarze Auge, D&D, Call of Cthulhu, Thousands! Среди карточных игр я могу упомянуть Berserk, Magic: The Gathering.
RL RPG
Вы когда-нибудь были в лесу в поисках грибов и наткнулись на группу кормящих существ, готовящихся стать людьми, одетых как эльфы из далекого королевства? Это означает либо массовое бегство из штрафного изолятора, либо игру футболистов на поле. Хотя обычному человеку часто трудно отличить множество людей в касках из фольги, бегающих по полю как сумасшедшие, есть три категории, которые можно четко определить в полевых ролевых играх
- RoleplayersOrdinary — команды, играющие роли персонажей в собственном вымышленном сеттинге. Действия включают различные комбинации следующих элементов: выезды на природу, реальные ставки и выпивка в качестве кульминации.
- Толкиенисты — или толкинисты. Почти то же самое, что и в предыдущем пункте, но с сильным уклоном в сторону преобладания трилогии Толкиена «Властелин колец» и «Сказания о Сильмариллах». Уровень разъедания мозга у этих людей настолько высок, что помочь может только живительная эвтаназия.
- Реконструкторы — это люди, которые представляют обстановку и события значительного периода времени, будь то Нормандское завоевание Англии или Великая Отечественная война. Этот процесс включает в себя изготовление оружия и униформы того периода и точное отображение действий своих предков. Драться, пинать и бить кого-то — да.
Если фанаты были удовлетворены качеством оригинальной Baldur’s Gate, то сиквел произвел на них полное впечатление. Почти каждый аспект игры был улучшен и дополнен большим количеством контента, который может легко занять игроков на несколько часов.
18 UnderRail
Идея постапокалиптического мира, где игроки бродят по подземной сети, звучит очень интересно. Вот почему так много людей любят UnderRail.
Возможно, это не самая простая игра в этом списке, но то же самое можно сказать о большинстве CRPG. Невероятный геймплей и потрясающая структура этого мира RPG для ПК делают его недооцененным шедевром.
17 RPG Atom
AtomRPG — это игра, вдохновленная Fallout. Идея ядерного разоблачения, обрушившегося на Россию, безусловно, увлекательна, и AtomRPG воплощает ее в жизнь очень умно.
Конечно, отдавая дань уважения своему предшественнику, AtomRPG может быть очень верна своим корням. Тем не менее, это отличная игра, которая понравится любителям классических CRPG.
16 Baldur’ s Ворота 3
Из всех игр в этом списке Baldur’sGate3 еще не вышла полностью. Однако, учитывая невероятное впечатление, произведенное версией раннего доступа, становится ясно, что Baldur’sGate3 предназначена для большего и лучшего.
Тот факт, что Larian Studios взяла на себя руководство этим проектом, несомненно, повышает ожидания от этой части. В конце концов, студия известна созданием одной из лучших и последних CRPG всех времен, игры, которая вскоре появится в этом списке.
Серия Mass Effect имеет общего сценариста с KOTOR, поэтому чувствуется влияние предшественника, что не должно удивлять. Разработчики решили создать свою собственную научно-фантастическую вселенную. Он так же хорош, как и все остальные.
Дискотека Элизиум.
Новые члены этого списка отлично подходят как для ветеранов, так и для новичков. Disco Elysium — это новый подход к геймплею игр. Главный герой — детектив, который приходит в себя после грандиозной драки. Теперь у нее есть дело, и, несмотря на головные боли и психологические проблемы после урагана, она должна за него взяться. Иногда игроку приходится буквально прислушиваться к внутреннему голосу персонажа, чтобы понять общую ситуацию.
Получите вязкую атмосферу, похожую на поцелуй, тысячи художественных диалогов и интересную систему навыков.
Divinity: the original Sin 2
После успешной кампании на Kikstarter настал день, которого ждали многие поклонники классических CRPG. Larian Studios выпустила Divinity Continued: Original Sin.
В игре имеется сложная система адаптации персонажей, включающая расы, половые признаки, ордена и ярлыки. Последняя добавляет персонажу различные варианты диалога. По мере прохождения игры команды получают дополнительные ярлыки, что позволяет еще больше разнообразить варианты ответов.
Боевая система предполагает пристальное внимание к элементам окружающей среды и ситуациям с персонажами. Комбинация различных элементов, способностей и расходных материалов создает некоторые действительно интересные ситуации, а система строительства помогает с фактическим снаряжением.
Атмосферные саундтреки, эпический сюжет и глубокий шар соперничают со многими играми в этом списке.
Оригинальная Fallout — одна из самых известных игр, когда-либо созданных. Он встречает игроков во враждебной сияющей пустыне и отправляет их в свободное плавание в поисках фишек сохранения. Уникальный постапокалиптический мир, наполненный ретро-футуризмом, произвел неизгладимое впечатление на всех поклонников научной фантастики и всех остальных игроков, в чьи руки попала коробка с пластинками.
Почему люди вообще делают Fallout? То, что игровой мир хорошо прописан и выглядит уникальным, оторванным от реальности.
Графика выглядит устаревшей сегодня, в отличие от последней дозы, постоянно улучшаемой сообществом. Однако оригинальный fallout — отличный выбор для тех, кто может смириться с этим недостатком. Прежде всего, из-за ее особой атмосферы и множества интересных миссий, диалогов, персонажей и хорошо проработанной ролевой системы.
Западные и японские ролевые игры имеют очень разные подходы к истории. Зарплата очень важна в ролевых играх. Развитие игрока часто бывает нелинейным, и каждый может сделать выбор, который влияет на остальную часть истории. Второстепенные миссии могут быть не менее интересными, чем основная. Изучение мира приобретает все большее значение.
Wasteland 2
Разработанная компанией Inxile Entertainment, Wasteland 2 является непосредственным продолжением игры, выпущенной для ПК в 1988 году. Продолжение игры вышло на ПК в 2014 году, а в 2015 году появились версии для PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch.
Первая Wasteland была вдохновлена fallout, а Wasteland 2 выдержана во всех стилях оригинала, от блестящего сценария и черного юмора до графики и пошаговой боевой системы. Это действительно старомодный проект, но именно в этом его очарование, и именно это затягивает игрока в уникальную и совершенно причудливую Пустошь.
Dragon Age: Origins
Разработчики из BioWare усердно трудятся над преемником Baldur’s Gate под названием Dragon Age: Origins. Игра вышла на Xbox 360, PlayStation 3 и PC в 2009 году и сразу же завоевала сердца критиков. Многие геймеры предпочитали играть в игру в режиме от третьего лица, но есть и изометрический режим, что делает Dragon Age похожей на одну из классических CRPG.
Помимо прекрасного игрового процесса, Dragon Age имеет великолепный сюжет, как и положено любой высокобюджетной RPG, но, к сожалению, свобода выбора игрока несколько ущемлена им.
Tower Of Time
Tower of Time, которая выйдет на ПК в 2018 году и на консолях в 2020 году, — это ролевая игра, вдохновленная нестареющей классикой, с тактической боевой системой в реальном времени. Основной вес игры составляет сюжет, подача которого взволнует всех поклонников жанра.
Во время боя важную роль играет планирование действий и расположение персонажей на поле боя. Такой подход является отличной альтернативой стандартным боевым системам на основе порядка, используемым в жанре.
Серия Dragon Age настолько развилась, что помимо игр появились комиксы, сериалы, мультфильмы и даже книги. И все это благодаря полностью описанной вселенной.
Wasteland 3
Другой проект, разработчика, был полностью вдохновлен первой частью Fallout. События игры происходят в США в постапокалиптической обстановке. Вы играете за группу выживших, путешествующих по разрушенному государству, выполняющих различные задания и встречающих остатки человеческой цивилизации.
Что касается геймплея, то это классическая CRPG с привычной боевой системой, колоритными персонажами и множеством миссий. В то же время, в отличие от предыдущих частей, в Wasteland 3 создатели наконец-то продумали все диалоги и создали интересную сюжетную линию. История здесь действительно может увлечь вас, а общение с NPC — настоящее удовольствие. Я бы посоветовал всем, кто является поклонником CRPG и постапокалиптики, эту третью статью в серии определенно стоит попробовать.
Divinity: the original Sin 2
По сути, он стал идеальным представителем жанра, показав, что CRPG важны и могут активно развиваться в 2010-х годах. Разработчики Divinity: Original Sin сделали максимум из этих RPG, но впервые не смогли поставить свой проект туда, куда нужно. К счастью, они решили не сдаваться, и теперь сиквел — это именно та CRPG, которую мы заслуживаем.
У нее отличный сюжет, незабываемые персонажи, захватывающая система боя и множество интересных миссий. Более того, каждый сайдквест в Divinity: Original Sin 2 — это захватывающая мини-история с неожиданным поворотом, поэтому сайдквесты будут увлекать игроков так долго, что в какой-то момент они забудут о кампании. Вам поручено задание в Говорящем журнале, где заключены души эльфов. Тестирование настоятельно рекомендуется всем поклонникам ролевых игр в целом.
Снятые на пленку игры уже давно сравнивают с очными сравнениями. Оба они вызывают одинаковое восхищение и ненависть, имеют схожие общие сюжетные линии и множество пересечений.
Дискотека Элизиум.
И согласно некоторым авторитетным игровым изданиям, наш список завершают CRPG, которые могут стать лучшими играми года в 2019 году. Disco Elysium — это совершенно новая форма известного жанра, с акцентом на сюжет и взаимодействие персонажей. Помимо обычной механики CRPG, в игре присутствуют элементы визуальной новеллы, которые делают игру запоминающейся и интересной.
Разработчики также создали уникальную систему, благодаря которой сюжет меняется в зависимости от характера главного героя. Такого больше никогда не было, и в Disco Elysium он выглядит не только уместно, но и невероятно свежо. Кроме того, в игре отличная графика и запоминающийся диалог. Ну, персонажи настолько харизматичны, что почти каждый из них может стать частью увлекательного произведения со своей собственной удивительной историей. Игра пока доступна только на компьютерах, но скоро будет перенесена на консоли, что позволит всем желающим опробовать ее. Если вы еще не играли в Disco Elysium, не упустите возможность познакомиться с новым форматом CRPG.
На этом мы заканчиваем подборку действительно хороших CRPG, вышедших в последнее время. Если вы знаете другие подобные примеры, напишите их в комментариях. Мы уверены, что поклонникам этого вида интересно узнать, что делает