В числе бюджетных предложений для несостоявшихся астронавтов – экскурсии на космодром. Правда, не везде туристов готовы пустить непосредственно на территорию космодрома, но ведь понаблюдать за запуском ракеты можно и снаружи.
Сколько лететь от Земли до Луны — Время и Способы, Маршруты
Сколько дней и часов лететь от Земли до Луны на ракете, спутнике, велосипеде или пешком. Исторический опыт, различные способы добраться до Луны, расстояние и время.
Несмотря на то, что Луна – ближайшее к нашей планете крупное космическое тело, космонавты не высаживались на ней уже многие десятилетия.
Одной из причин этого является значительное расстояние до спутника. А так ли оно велико, как принято считать, и сколько времени лететь от Земли до Луны, будет рассмотрено в статье.
Сколько километров от Земли до Луны
Для начала необходимо отметить, что расстояние до Луны – это не константа, как ошибочно считают некоторые. Оно может очень значительно изменяться в зависимости от времени, когда происходит измерение.
Однако у этой величины есть два крайних значения. Ближайшую к Земле точку, через которую проходит траектория Луны, называют перигеем – расстояние до нее 367 047 километров, или чуть более 9 земных экваторов. Самая дальняя точка в траектории – апогей – удалена от Земли на 405 696 километров.
Стоит также понимать, что путь до Луны – это не прямая линия от космодрома до места её текущего положения, ведь если вылететь на корабле по текущим координатам спутника, то по прилёту его там уже не будет – он продолжит движение по своей орбите.
По этой причине при расчете маршрута за конечную точку принимают не текущее расположение Луны, а точку, в которой она окажется по истечении времени полёта.
Таким образом, в зависимости от времени вылета может существенно изменяться и то, сколько километров лететь до Луны.
Причин тому существует несколько: после прилунения Армстронга для СССР космическая гонка была проиграна, а впоследствии геополитическая обстановка между Россией и США изменилась, и господство в космосе перестало быть самоцелью и принципиально значимым моментом для этих государств.
Требования к будущим астронавтам
В конкурсе могут участвовать граждане США, имеющие степень магистра в области физических, компьютерных или математических наук. Основные требования:
• Два года работы над кандидатской диссертацией в смежных областях науки, техники или математики.
• Оконченное образование в сфере медицины или остеопатии.
• Завершение общенациональной программы школьного тестирования США до июня 2021-го.
Кандидаты должны иметь 1000 часов полета на реактивном самолете или два года соответствующего опыта. А космонавтам, желающим стать исследователями, необходимо пройти длительный космической полет NASA.
Что это за миссия?
Программа «Артемида» подразумевает под собой высадку первой женщины и «следующего мужчины» на Луну. Следующего — потому что мужчины уже высаживались на спутник Земли более чем 50 лет назад. Полет состоится в 2024-м, его цель — исследовать Луну, чтобы построить орбитальную платформу. Постоянную базу можно будет использовать для освоения Марса.
Астронавт, вышедший в открытый космос. Фото: NASA/globallookpress.com
Вице-президент США Майк Пенс заявлял, что миссия астронавтов будет не кратковременной, как в 60-70-е годы XX века. Двое из них останутся на Луне на неделю. При этом отмечается, что не все потенциальные исследователи полетят на спутник Земли. Нанимаемые NASA астронавты смогут запускать ракеты и космические корабли, жить и работать на МКС.
К программе присоединились международные партнеры. В сентябре 2019-го заместитель главы NASA Джим Морхард и руководитель Австралийского космического агентства Меган Кларк подписали договор, согласно которому США и Австралия будут участвовать в освоении Луны и Марса. С их помощью можно будет использовать искусственный интеллект. В октябре правительство Японии приняло решение присоединиться к программе.
Вице-президент США Майк Пенс заявлял, что миссия астронавтов будет не кратковременной, как в 60-70-е годы XX века. Двое из них останутся на Луне на неделю. При этом отмечается, что не все потенциальные исследователи полетят на спутник Земли. Нанимаемые NASA астронавты смогут запускать ракеты и космические корабли, жить и работать на МКС.
Пионер космического туризма
Всего по программе космического туризма в космосе побывали семь человек. Один из них — американец Чарльз Симони — даже дважды.
«Всех наших предыдущих клиентов мы отправили в космос на российских кораблях «Союз». На данный момент мы организовали восемь космических полетов на Международную космическую станцию. У нас также есть соглашения с компаниями Boeing и SpaceX для полетов наших клиентов на американских кораблях Starliner и Dragon соответственно», — рассказала РБК Трендам Стейси Тирн, вице-президент по коммуникациям Space Adventures.
Специалист миссии Шеннон Уокер, слева, пилот Виктор Гловер и командир Экипажа Dragon Майкл Хопкинс — все из NASA — вместе со специалистом миссии Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) Соити Ногучи в ноябре 2020 года отправились на МКС с миссией SpaceX Crew-1 из комплекса Launch Complex 39A в космическом центре NASA имени Кеннеди во Флориде (Фото: NASA)
Ближайший туристический полет в космос на Crew Dragon назначен на октябрь 2021 года. Цена путевки — $55 млн за человека. Путешествие стало возможным благодаря открытию на Международной космической станции секции SpaceX. За логистику поездки частных граждан будет отвечать новый игрок рынка космического туризма — стартап Axiom Space. В общей сложности туристы проведут два дня в пути и восемь дней на борту с космонавтами, которые работают на орбитальной станции.
Туристические полеты NASA
В середине 2019 года NASA анонсировало открытие своей секции на Международной космической станции для туризма и других деловых мероприятий. NASA планирует отправлять туристов на МКС за $58 млн, что на $3 млн выше ценника Axiom Space.
По словам Робина Гейтса, заместителя директора МКС, в год будет проводиться до двух коротких частных миссий. Частным астронавтам будет разрешено оставаться на МКС на срок до 30 дней, путешествуя на американских космических кораблях Crew Dragon и, а CST-100 Starliner. Первый корабль уже прошел сертификацию NASA и стал первым коммерческим космическим лайнером с лицензией. Испытания корабля CST-100 Starliner от Boeing задерживаются.
Впрочем, в рамках предстоящей миссии непрофессионалов — миллиардера, поставщика медицинских услуг и случайно выбранного счастливчика — NASA предоставит только космодром. За выбор космонавтов, их экипировку и обучение будет отвечать SpaceX. Запуск запланирован на четвертый квартал 2021 года.
Для такого полета в невесомости у желающих не должно быть синусита, астмы, гипертензии, недавних операций на сердце. В процессе полета также не рекомендуется трясти головой — надо смотреть только вперед, иначе вас стошнит.
Что будет после 2024 года
Даже если в 2024 году NASA удастся отправить астронавтов на южный полюс Луны (в кратерах этого региона обнаружен водяной лед, который нужен для систем жизнеобеспечения и производства топлива), эта миссия не достигнет целей, обозначенных Белым домом. Люди просто побывают на спутнике, как когда-то экипажи «Аполлонов», а «длительное присутствие» на Луне и в ее окрестностях по-прежнему должно быть налажено только к 2028 году.
Вместе с каждой экспедицией на спутник будет прибывать оборудование для изучения условий на поверхности, научных исследований, геологической разведки, а позже — добычи, переработки ресурсов, строительства: орбитальные зонды, роботы-вездеходы и т.п. Но что именно NASA хочет возводить на Луне, неизвестно даже в общих чертах.
Зато уже сейчас известны многие трудности, которые мешают создать постоянную базу. На Луне нет атмосферы и магнитного поля. Что без скафандров люди задохнутся — это половина беды: ничто не защитит их от радиации и перепадов температур в сотни градусов; астероиды не затормозят и не сгорят от трения, а потому могут повредить технику; свет не рассеивается, из-за этого возникнут оптические иллюзии.
Еще одна проблема — лунная пыль, всепроникающая и острая: мельчайшие частицы, налипая на аппаратуру и скафандры, царапают стекла и приводят к поломкам, а когда астронавты раздеваются, попадают в глаза и легкие, вызывают зуд, а со временем, возможно, и более серьезные проблемы со здоровьем. Наконец, сутки на Луне длятся 28 дней (именно поэтому нам всегда видна только одна сторона: оборот вокруг Земли спутник делает за столько же времени), а человеческий организм к такому не привык.
В проекте лунной деревни, предложенном ESA, учтены эти условия. Европейцы хотят отправить модули, рядом с которыми на поверхности надуются шатры, а роботы напечатают вокруг этих шатров что-то вроде эскимосского иглу, только не из снега, а из грунта. Верхний слой защитит от метеороидов и радиации, модуль будет разделен герметичными перегородками, чтобы внутрь не попадала пыль, а освещение можно сделать так, чтобы не сбивать биологические ритмы. Загвоздка в том, что это всего лишь концепция без детальных расчетов и сроков. С российской станцией все наоборот: первые элементы лунной базы должны быть размещены с 2025 по 2035 год, а завершится строительство после 2035 года, но как она будет выглядеть, неизвестно.
Впрочем, с базой или без нее люди вернутся на Луну. Возможно, в этом был главный расчет администрации Дональда Трампа, когда срок был перенесен на 2024 год: времени осталось так мало, что «Артемиду» просто так не отменишь. Можно и нужно спорить, оправданы ли цели возвращения, критиковать раздутые расходы, но никто не предугадает, чем обернется новая лунная программа. Люди еще не пытались обосноваться на другом небесном теле — и это будет эпохальное событие, которое случится на наших глазах.
NASA 2 марта начало принимать заявки от тех, кто желает стать астронавтом. Набор продлится до 31 марта. Что нужно сделать, чтобы стать исследователем космоса?
«На большом воздушном шаре…»
Если у вас нет $50 млн для полета на МКС и даже $250 тыс. для суборбитального путешествия, да и вообще огненная ревущая ракета это не ваше – не спешите ставить крест на своих планах по покорению неземных высот. Ряд компаний предлагает альтернативный и гораздо более спокойный вариант – полеты в стратосферу на гигантских воздушных шарах (стратостатах). Хотя, если быть до конца честными, это скорее полет «около-космический», чем космический – ведь шар способен подняться на высоту не более 30–35 км. Как рассказал Виталий Егоров, такие безмятежные полеты сегодня предлагают две компании – World View Enterprises и Zero2Infinity.
«На стратостатах туристы смогут подняться в около-космическое пространство и провести там несколько часов, любуюсь видами. А в конце, когда перерезается трос между шаром и герметичной капсулой, пережить 1 минуту невесомости. После чего открывается парашют, и туристы мягко садятся на поверхность. Одна из компаний, разрабатывающих это направление космического туризма, недавно получила крупные инвестиции (около $300 млн), так что вероятно скоро они смогут вывести свое предложение на рынок», – рассказывает Егоров.
Пока же этот способ полета испытали всего несколько человек. Один из них – известный австрийский парашютист Феликс Баумгартнер, который не просто поднялся на шаре в стратосферу, но и совершил с высоты 39 километров прыжок с парашютом, став при этом первым человеком, который без каких-либо механических средств преодолел скорость звука.
«Бюджетная» невесомость и тур на Байконур
По рассказам Виталия Егорова, на сегодня один из самых популярных и дешевых способов «приоткрыть дверь в космос» – ощутить космическую невесомость в самолете Ил-76 МДК.
«Люди садятся в самолет, он резко поднимается до высоты около 15 км, потом также резко устремляется вниз, делает так называемую «горку». Пока человек летит с этой «горки», он может до 30 секунд находиться в невесомости. За один полет самолет делает ориентировочно 30 таких «горок», то есть общим счетом состояние невесомости длится около 10 мин. Стоит полет $3,5 тыс. Еще один сравнительно недорогой вариант – подняться на высоту около 20 км на реактивном самолете, чтобы посмотреть на черное небо через иллюминатор», – рассказал эксперт.
В числе бюджетных предложений для несостоявшихся астронавтов – экскурсии на космодром. Правда, не везде туристов готовы пустить непосредственно на территорию космодрома, но ведь понаблюдать за запуском ракеты можно и снаружи.
«Кроме того, в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке желающие могут с помощью специальных тренажеров испытать на себе нагрузки, которые переживают космонавты», – добавляет Виталий Егоров.
Ну и, наконец, способ для самых экономных ценителей космических красот – поход в музей. Благо, два едва ли не самых крупных в мире музея космонавтики находятся в соседней России. Речь о Государственном музее истории космонавтики им. Циолковского в Калуге и Мемориальном музее космонавтики в Москве.
Космический туризм пока только медленно и уверенно набирает силу, что вполне объяснимо – покорение фантастических высот стоит фантастических денег. Но вопреки всему с годами тех, кому снится рокот космодрома и ледяная синева, меньше не становится. И, как остроумно подметили журналисты французской газеты Ouest-France, если все задуманное осуществится, то в космосе скоро будут пробки.