Правила игры в длинные нарды. Как расставлять нарды

Если вы сможете без проблем освоить длинный вариант нард, рекомендуем вам усложнить процесс, перейдя на короткую игру. Правила этого варианта вам не покажутся очень сложными, так как вы на тот момент уже будете знакомы с базовыми.

Правила и тонкости игры в нарды

Нарды – игра настолько древняя, что историки даже не могут точно определить время ее создания. Известно только, что она была известна еще несколько тысяч лет назад и, по сути, пришла к нам с Востока, там же были разработаны и первые правила. Хотя у древних египтян и римлян существовали похожие развлечения, исследователи не считают нынешнюю игру прямым их наследником.

В XVIII столетии некий Эдмонд Хойл разработал и запатентовал правила игры в современные нарды. На текущий момент сложно конкретно сказать, как правильно играть, поскольку существуют две версии – длинные и короткие. Интересно, что длинные нарды традиционны для Востока, а вот на Западе издавна предпочитают нарды короткие. B том и в другом случае можно просто купить настольные нарды, они подойдут для обеих вариантов игры.

Рассмотрим основные правила игры в нарды в том и другом вариантах.

Длинные нарды

Вне зависимости от способа ведения игры количество игроков одинаковое – двое. У каждого играющего равное количество фишек, черные либо белые. Комплект дополнен парой игральных кубиков.

Если для себя вы выбрали длинные нарды, их правила следующие.

Длинные

Оба игрока размещают свои фишки вертикальной линией со своей правой стороны доски. Ваша задача – перевести все шашки против часовой стрелки из верхнего правого угла (дом) в нижний, после чего они выводятся за пределы поля.

Сначала каждый из игроков бросает на доску по одному кубику. Чьи показатели больше, тот и делает первый ход. Он делается «с головы» – выдвигается ближняя к вам фишка. Прочие ходы осуществляется тем же способом.

Правила длинных нардов сложными не назовешь. Игроки поочередно бросают обе кости, исходя из выпавших очков, передвигают очередную шашку на соответствующее число ходов. Доска делится на 24 позиции (по 12 с каждой стороны) – они могут обозначаться продолговатыми треугольниками, вертикальными узорами или просто углублениями в бортах доски. Именно по этим позициям необходимо двигать круглые фишки. К примеру, вы бросили кубики, получили 2 и 3 очка. Таким образом, передвигайте одну на пять позиций либо используйте две: одна фишка переходит на две, вторая – на три пункта.

Длинным нардам свойственны такие понятия, как марс и кокс. Ситуация, когда вы уже успели вывести все фишки, а противник еще только завел их в дом, называется марсом. Кокс (он же «домашний марс») встречается куда реже. Он создается, когда один из играющих уже вывел свои фишки полностью, а у второго несколько камней (фишек) еще осталось в начальном положении на доске.

Как показывают правила, здесь участники играют на той доске, которая состоит из 24 ячеек. Игральная доска разделяется на 2 идентичные части бортом. Каждая сторона оснащена 6 ячейками.

Исключение

Если в свой первый ход, игрок выбросил дубли шесть-шесть (6-6); четыре-четыре (4-4); три-три (3-3), он может снять с головы две шашки. Потому что в этой ситуации нет возможности сыграть одной шашкой полный ход, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если совершить полный ход мешают шашки соперника находящиеся на поле, игрок снимает с головы только 1 шашку.

Каждый игрок кидает по одному игральному кубику (зару). Право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве очков бросок повторяется.

Правила и ограничения:

  • Каждый игрок имеет право передвигать шашки только своего цвета.
  • Когда игрок бросает кубики (зары), он обязан передвинуть свои шашки в соответствии с выпавшими очками. Если место занято шашкой противника, то в эту лунку ставить свою шашку нельзя.
  • Ходить необходимо строго на то число очков, которое выпало на кубиках. Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки.
  • Правило полного хода — если есть два хода, один из которых использует один кубик, а другой — два, игрок обязан сделать ход, использующий оба кубика.

После того, как все шашки игрока заведены в “дом”, он снимает с доски от 1 до 4 (при выбрасывании дубля) шашек, в лунках, соответствующих числу выброшенных на кубиках очков.

В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на кубиках, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или её выбросить.

В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выбрасывать шашки из лунок низшего разряда, если в лунках высшего разряда шашек нет. Например, если на кубиках выпало 6-5, а в лунках 6 и 5 нет шашек, то игрок может “выбросить” из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля (лунки), если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет, то со второго и т. д. Партия заканчивается.

Цель игры — пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в “дом” и вывести (“выбросить”) их раньше, чем это сделает противник.

Правила в нарды — общие положения

После того, как все фишки собираются в доме, нужно выводить их за пределы поля. По правилам игры нарды шашки могут быть выведены с поля, если на зарах выпало число, равное номеру поля, на котором стоит шашка. Если при выпадении определенного числа на соответствующем поле уже нет фишек, то делают ход с большего пункта. Если все шашки стоят на меньших значениях, чем на выпавших зарах, фишка выводится с меньшего пункта по старшинству. Например: на кубиках выпало 4:6, а шашки остались только на 1 и 2 пунктах, выбрасывают вначале со 2-го, затем с 1-го. Выигрывает тот, кто вывел фишки с доски первым.

Разновидностей игры несколько, но самые популярные длинные и короткие.

Правила игры в длинные нарды

В начале поединка игроки получают по 15 камней контрастных цветов и расставляют их вдоль левого края игрового поля. Жеребьевка определяет, кто будет ходить первым. У кого выпадает большее количество точек на зарах, тот играет белым цветом и начинает поединок.

Участникам требуется пройти по полю круг в сторону, противоположную движению часовой стрелки, и затем завести шашки домой (последняя, правая нижняя четверть поля). Затем нужно первым выбросить все шашки за границы доски.

Правила игры в длинные нарды

Длинные нарды расстановка

Шашки выставляют в двенадцатом и двадцать четвертом пунктах соответственно. Такая позиция называется “голова”. Далее игрок бросает кубики и делает ход согласно выпавшим значениям. Противники ходят фигурами своего цвета, для этого берут с головы по одной шашке. Сколько выпало баллов на зарах, на столько пунктов можно переместить фишки по полю. Побеждает игрок, который первым завел в дом все свои фишки и выбросил их за пределы доски.

Правила в нарды длинные доступны всем

За один ход с головы можно снять только одну фишку. Исключение составляют дубли 6:6, 4:4, 3:3 при первом броске. Если выпали такие дубли, разрешается ходить двумя фишками, взятыми с головы, поскольку сделать ход одной шашкой не получится.

Игроки ходят в соответствии с выпавшими на зарах значениями. Если, например, на кубиках выпали числа 2 и 5, то он перемещает одну фишку на 2, вторую — на 5 пунктов или одну — на сумму выпавших чисел (2+5). Если на костях выпадает дубль, количество шагов удваивается.

Количество фишек на одной ячейке не ограничено. На ячейку, где уже стоит шашка противника, свою ставить запрещается. Во время поединка в нарды длинные правила игры разрешают строить блоки — выставлять более шести шашек подряд. Это возможно, если хотя бы одна шашка соперника находится перед таким блоком.

После броска двух зар участник ходит. Если, например, на кубиках выпали числа 1 и 6, то он перемещает одну фишку на 1, вторую — на 6 пунктов или единственную — на сумму выпавших чисел (1+6). Если на костях выпал дубль, то количество ходов удваивается.

Если игрок не может походить, он пропускает ход. Если можно сделать полный ход, то даже когда игроку это не выгодно, он обязан ходить. К примеру, если на зарах выпало значение 5:6, а игроку выгоднее шагнуть одной шашкой на 5, тем не менее, он обязан шагнуть 5:6 другой шашкой, если такая возможность есть. В ситуациях, когда можно сделать только один ход на выбор, тогда нужно использовать большее число, выпавшее на зарах.

В конце поединка требуется вывести фигуры за пределы поля. Выпавшие значения участник использует, как считает нужным: выбрасывает фигуры или перемещает их внутри дома. При выпадении, например, 4 и 6, можно снять фигуры с четвертого и шестого треугольников соответственно. Если подходящих фишек не оказалось, можно снять их с треугольника с меньшим значением, но при условии, что на треугольнике с большим номером уже не осталось фишек.

Игра не может закончиться ничьей. После того, как первый участник выводит фигуры за пределы поля, его сопернику записывают поражение. Однако в настройках игры есть возможность играть с правом последнего хода для черных, так как белые начинали игру. Таким образом можно уравнять шансы на победу.

Марс и Оин

  • При выборе опции «Марс» у игроков в начале поединка снимают дополнительную ставку «Марс». При соблюдении раскладки “Марс” победитель получит двойную ставку проигравшего, а проигравший всю свою ставку теряет. При невыполненных условиях ставки обоих игроков возвращаются игрокам.
  • При выборе опции «Оин» дополнительные ставки не снимаются и дополнительные выплаты не производятся.

Никогда не может быть ничья. Если участнику выпал шанс убрать с поля все фишки, другой проигрывает, даже, если в последующем ходе он может вывести тоже фишки. В таком случае партия завершается.

Короткий тип игры в нарды: как правильно играть?

Принцип игрового процесса в данном типе идентичен игре предыдущего варианта. Тут также игрокам предоставляется 4 поля, в которых присутствует по 6 клеток в каждом. В итоге получается всего 24 ячейки. Суть игрового процесса – перенести фишки в дом, вывести каждую фишку за пределы доски и сделать это быстрее, нежели это получиться у противника.

Но игровой процесс имеет кардинальные отличия от длинных нард. Тут фишки могут двигаться друг на дружку. Игроки даже имеют право сбивать фишки соперника с клеток. Правда лишь, если фишка оппонента стоит в клетке одна.

Сделав ход, игрок имеет право сбить одновременно несколько фишек. Любая выбитая фишка помещается в «бар», расположенный в центральной части доски. Игрок может делать ходы или 1 фишкой, или одновременно 2, если, конечно, на кубиках выпадает двойная комбинация (1-1, 3-3, 5-5 и так далее). Если участник еще не смог вернуть собственные фишки на игральную доску, которые лежат в «баре», он не имеет возможности ходить оставшимися фишками.

Итог игры идентичен итогу в длинного варианта. Участник, который успел переместить собственные фишки в дом и первым вывел фишки за границу доски, считается победителем.

Нарды

Нарды

Тактики и стратегии

  • Скоростной игровой процесс. Главная цель – быстрее переместить фишки в дом.
  • Игра с удержанием. Участник должен удержать 2 фишки в одной ячейке до того момента, пока он не выбьет блок оппонента.
  • Блокировка. Основная цель – соорудить длинную стену из фишек, дабы заблокировать ходы соперника.
  • Блиц-тактика. Основная цель – побыстрее закрыть дом.
  • Бэкгейм. Основная цель – соорудить в доме оппонента ячейку, в которую должны входить 2 фишки.

Стратегия, приводящая к победе

Для нее понадобится 6 шашек, которые нужно расставить в 4 четверти. Такая манипуляция имеет название – «привести домой». Как только игрок поставит последнюю фишку в 4 четверть, фишки «выбрасываются» посредством выкидывания игральных кубиков:

  • Игрок должен выгнать одноименную фишку, учитывая число на выпавших кубиках.
  • Игрок должен выгнать фишку под тем числом, которое получилось во время составления общего числа.

Отличительные особенности между короткими и длинными нардами

Короткие нарды значительно отличаются от длинных:

  • Изначальное расположение фишек в коротких нардах более усложненное.
  • В коротких нардах участник сбивает одиночные шашки оппонента. А вот в длинных нардах такой процесс считается недопустимым.
  • В коротком варианте присутствует «Куб даве». Это дает возможность игрокам удваивать собственные ставки, повышая тем самым интерес.
  • Опыт участников играет важную роль для того, чтобы выиграть. В длинных нардах на первом месте стоит обычный случай.

Результат игрового процесса порой бывает достаточно неожиданным. Иногда одному участнику кажется, что он попал в безвыходное положение. Но иногда лишь один ход способен изменить все последующие события. Вот почему данная игра любима многими людьми. Длинные нарды, как и короткие, очень популярные по всей планете. Но они обладают более простыми правилами.

Разница в нардах существует

Разница в нардах существует

Нарды – это идеальный вариант игры, позволяющий развивать логику и мышление. Игра помогает придумывать различные стратегии и тактики. Она находится на второй позиции после шахмат среди логических игр.

Если вы сможете без проблем освоить длинный вариант нард, рекомендуем вам усложнить процесс, перейдя на короткую игру. Правила этого варианта вам не покажутся очень сложными, так как вы на тот момент уже будете знакомы с базовыми.

Начальное расположение шашек на доске (позиция 12 и 24) называется “голова”. Ход из этого положения называется “ход с головы”. За один ход с головы можно взять только одну шашку (см. Исключение). Последняя четверть игрового поля для каждого игрока называется “домом” — “дом белых” (1-6) и “дом черных” (13-18).

Выбрасывание шашек в настольной игре длинные нарды

long_bacjgammon_03

Рис 3. Черным выпало 4:2. Они выбрасывают две шашки

В настольной игре длинные нарды термин выбрасывать шашки — означает делать такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски. Условно, советы выбросу шашек можно разбить на 3 части: захват позиций в четвертой четверти, правильный ввод шашек в зону выброса и собственно выброс шашек. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на кубиках, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на кубиках. Например, если выпало 6:3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля. В настольной игре длинные нарды в процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на костях выпало 6:5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет — со второго и т.д.

Результаты в настольной игре длинные нарды

Ничьей в игре длинные нарды не бывает. Если один игрок выбросил все свои шашки, второй считается проигравшим, даже если следующим броском может тоже выбросить все свои шашки. Партия в длинные нарды заканчивается.

«Забор» — это выстроенные подряд шашки одного из игроков. Если Вам удалось построить забор из 6 и более фишек, то это уже глухой забор потому, что перепрыгнуть его невозможно.

Оцените статью
warhammer-online.ru