По волнам пиратской этики: пиратский кодекс от А до Я. Что для пирата апогей позора

Среди пиратских капитанов были настоящие мясники, которые не оставляли пленников и сжигали захваченные суда. Такими были французский флибустьер Франсуа Олоне и пират Эдвард Лоу. Однако в большинстве случаев кровожадность пиратов сильно преувеличена.

Попугай на плече и чёрная метка: 16 популярных мифов о пиратах

Это распространённое заблуждение. На самом деле пираты орудовали во всех морях и океанах. В разное время центрами пиратства были Архенгольц И. В. История морских разбойников. М. 2010. остров Мадагаскар, Юго‑Восточная Азия и Индийский океан, Северная Африка, Балтийское и Северное моря, пролив Ла‑Манш.

Когда мы слышим слово «пират», на ум сразу приходят образы из романа Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» и фильмов с Джонни Деппом. Действительно, эпоха, о которой в них идёт речь (XVII–XVIII века), получила название «Золотой век пиратства». Тогда морской разбой у берегов недавно открытой Америки приобрёл очень широкие масштабы. Этому способствовали колониальные войны европейских держав, ещё не обладавших достаточно сильными флотами. Свою роль сыграла и недостаточная заселённость новых земель, порождавшая беззаконие. Но морской разбой существовал и раньше, и позже этого периода.

Пиратство появилось Маховский Я. История морского пиратства. М. 1972. одновременно с мореплаванием и морской торговлей. Ещё во времена Древней Греции (IV–III века до н. э.) в обиходе средиземноморских торговцев было слово πειρατής (пейратес, «попытка» + «искать счастья»). Знали это слово и древние римляне.

Пленником пиратов однажды оказался сам Гай Юлий Цезарь. После этого Рим начал Ферреро Г. Юлий Цезарь. Ростов‑на‑Дону. 1997. борьбу с морскими грабежами.

В Средние века в море тоже можно было нарваться на грабителей. Именно тогда получил широкое распространение абордажный бой. Европейские государства Средневековья поощряли пиратов, грабивших их противников, и боролись с «чужими» разбойниками.

После золотого века, когда пиратов сильно потеснили регулярные флоты европейских держав, те продолжали разбойничать в Индийском океане и Юго‑Восточной Азии. Это происходило на протяжении всего XIX века. В начале XX века (1918–1929 гг.) пиратство было широко распространено Рагунштейн А. Г. Морской разбой у берегов Китая в 1918—1929 годах // Историко‑правовые проблемы: Новый ракурс. 2013. № 6. у берегов Китая.

Пираты есть и сегодня. Современные центры пиратства — это Малаккский пролив (Малайзия), Аденский залив (побережье Сомали), западное побережье Африки и по‑прежнему Карибский бассейн. Современное пиратство — глобальная проблема, точные объёмы потерь от которой неизвестны.

Карта активности современных пиратов / Lencer / Wikimedia Commons

Пираты занимались только морским грабежом

Почти всегда грань между пиратами и торговцами была очень зыбкой. Когда это было выгодно, они перевозили товары и грузы, а когда была возможность взять что‑то силой, не брезговали и ею. Примером могут служить Гусаков М. Г. Витальеры // Надровия. Вып. 5, 2003; вып. 6. 2009. виталийские братья — гильдия моряков XIV–XV веков. Они торговали в Балтийском и Северном морях и грабили суда купцов Ганзейского союза — соперников шведского короля, их нанимателя.

Казнь виталийских братьев. Лубок 1701 года / Staatsarchiv Hamburg

Считается, что история морского разбоя началась с берегового пиратства. Тогда жители прибрежных населённых пунктов грабили суда, севшие на мель или потерпевшие кораблекрушение.

Кроме того, пиратство не ограничивалось грабежом кораблей в открытом море. Пираты нередко нападали на прибрежные поселения. Классический пример — набеги викингов.

Если говорить о пиратах золотого века, то они тоже не брезговали грабежом приморских крепостей и городов. Знаменитый капитан Генри Морган захватил кубинский город Пуэрто‑Принсипе, в котором нападения пиратов не ждали из‑за его удалённости от моря. Также Морган с подельниками ограбил Баландин Р. К. Знаменитые морские разбойники. М. 2012 крупный укреплённый город Портобелло, а позже совершил знаменитый девятидневный переход через Панамский перешеек.

Существовали и речные пираты. Например, новгородские ушкуйники занимались грабежом норвежских поселений, а также городов на Каме и Волге (территория современных Татарстана и Нижегородской области). В XIV веке они разорили В. Н. Вернадский. Новгород. Новгородская земля в XV веке. М. 1961 Кострому настолько, что город перенесли на возвышенность. Теперь там стоит Костромской кремль.

Другим морским разбойником, оставившим грабежи, стал капер Генри Морган (1635–1688 гг.). В 1673 году он занял Элмс Ч. Пираты. Рассказы о знаменитых морских разбойниках. М. 2017. пост вице‑губернатора Ямайки. Но даже во времена честной службы он активно потворствовал бывшим коллегам по разбойничьему цеху.

Тем не менее, кодекс чести у пиратов был

Причём, на каждом корабле — свой, но все они были очень схожи. Каждый из моряков ставил свою подпись под соглашением, которое заключалось между всеми членами команды.

Так он обязался блюсти Кодекс чести. Не делал этого только врач.

Женщинам разрешено было становиться пиратками только в том случае, если они не уступали мужчинам в решительности, смелости и силе воли.

Итак, в путь по волнам пиратской этики!

1. Азартные игры (игра в карты или кости) на деньги запрещались.

2. Боцман. Ведал техническим состоянием корабля и управлял командой.

3. Весёлый Роджер. Только пират имел право прикасаться к Весёлому Роджеру. Если человек, не будучи пиратом, прикоснулся к флагу, его нужно было обязательно проучить за это.

4. Воровство. Каралось. Вор высаживался на необитаемый остров с бутылкой рома и заряженным пистолетом.

5. Доля в добыче.

Каждый член команды должен был внести свою лепту в общую добычу и потом имел право участвовать в ее дележе. Кто пытался утаить часть захваченного, того высаживали на необитаемом острове. Я так думаю, в золотую эру пиратства необитаемые острова были перенаселены: чуть что — на необитаемый остров беднягу!

6. Дом. Для пирата существовал лишь один дом — пиратский корабль.

7. Драки. На корабле запрещались, на берегу — дерись, сколько хочешь.

8. Дуэли. Как и драки, могли происходить только на берегу

9. Женщины. Зло. Хуже пробоины. Женщинам на корабле находиться было нельзя. Тот, кто осмеливался провести на борт женщину, обрекал себя на смерть.

10. Жизнь пирата. Непрестанная цепь сражений.

11. Закон. Пираты — свободные люди, живущие по Кодексу пиратской чести. Любой другой закон заканчивается на острие пиратских ножей.

12. Имя. Каждый настоящий пират должен гордиться своим громким именем.

13. Канонир. Отвечал за исправность пушек, их готовность к стрельбе, а также собственноручно командовал их наведением во время боя.

14. Капитан.

14.1. Капитаном избирался наиболее опытный и смелый член команды.

14.2. Капитан нигде и никогда не имел права быть последним.

14.3. Если капитан проявлял трусость или жестокость по отношению к своей команде, пираты могли поднять бунт и выбросить капитана за борт, или высадить на необитаемый остров.

15. Квартмейстер. Нёс ответственность за состояние судна.

16. Наказание за неповиновение. Обычно, провинившемуся пирату, надевали на ноги кандалы, или же задавали ему хорошей порки. Более серьезные преступления наказывались смертью.

17. Нецензурные выражения. Запрещалось использовать на корабле нецензурные выражения.

18. Образец подражания. Для пирата существовал лишь один образец подражания — его великие предшественники.

19. Огни. Огни и свечи гасились в восемь часов вечера. Если кому-то приспичивало продолжить пить спиртное, то он должен был делать это только на верхней палубе.

20. Оружие. Пистолеты, сабли и остальное оружие должны были содержаться в чистоте и полной готовности.

Кто такие флибустьеры

(или почему пиратство имеет так много названий)

Нельзя было собраться толпой бандитов и просто отобрать у кого-то корабль. И назвать себя пиратами.

Ведь моря — это всегда сфера влияния и бесконечные препирательства за владение территориями.

Поэтому пиратством промышляли там, где борьба за моря велась между государствами и мирами. Например, за Карибы сражались Испания, Англия и Франция. А за Средиземноморье — мусульманский мир против христианского.
Практически везде у пиратов были договорняки с властями. И власти использовали морских разбойников для принуждения противников, шантажа, подкупа и других неблаговидных действий.

Каперы (лат сapire — захватывать) имели «каперское свидетельство», которое запрещало им грабить суда государства, выдавшего это свидетельство. Но поощряло грабеж кораблей неприятеля. Это слово употреблялось в основном в странах Балтии.
А такую же братию, промышлявшую в Средиземноморском регионе назвали корсарами (лат cursus — плаванье).

Флибустьеры (старогольежское vributeur — разбойник с большой дороги) — это авантюристы, которые орудовали в Карибском море. Причем нередко с потакания (закрывания глаз на происходящее) властей Англии и Франции. Флибустьеры предпочитали небольшие шлюпы или бриги, с командой в 25-30 человек. Их преимущество было отличное знание навигации и подводных течений, управления парусами. Они внезапно появлялись перед кораблями, застав врасплох команду и успешно грабили судно.

Форбан

кто такие корсары и флибустьеры

Если все предыдущие типы хоть как-то взаимодействовали с властями, то форбаны (старофранцузское forbannir — изгнание) были «сами по себе» бандитами.

Они грабили в море ради собственной наживы, плевали с большой горы на правила и законы.

Активно привлекали в свои команды местное население. И хотя колониальные власти обещали щедрое вознаграждение тому, кто укажет на форбана, занимавшегося вербовкой — это практически не имело успеха.

Систематизация морских разбойников более разнообразна и запутана. Если вам стало интересно, можно в интернете поискать еще информацию про буканьеров и приватиров. Это тоже контрабандисты и морские разбойники.

Чаще всего добычей пиратов становилось не золото и драгоценности, а товары, провиант или рабы, которых ещё нужно было как‑то продать. Конечно, были удачливые капитаны, у которых даже рядовые члены команды получали свою долю добычи в тысячу фунтов и более. Для сравнения: на флоте такие деньги можно было заработать только за 40 лет.

«Веселый Роджер»

пираты реальная история sea of thieves отвратительные мужики disgusting men

Знаменитый пиратский флаг с ухмыляющимся черепом видится чуть ли не обязательным атрибутом любого морского разбойника, но в реальности все обстояло совсем не так. В зависимости от национальной принадлежности своей жертвы и окружающей обстановки, пираты использовали государственные флаги тех стран, которые не вызывали лишних подозрений и позволяли подобраться к атакуемому судну как можно ближе — настолько близко, чтобы спасаться бегством было уже поздно. С другой стороны использование флагов нейтральных стран позволяло избежать лишнего внимания со стороны военно-морских кораблей, действующих в этом районе.

пираты реальная история sea of thieves отвратительные мужики disgusting men

Черный флаг, ставший основой «Веселого Роджера», использовался для обозначения смертельно опасной болезни, поразившей экипаж — чумы или холеры, свирепствовавших в то время повсеместно. Он сигнализировал всем окружающим, что от этого судна следует держаться подальше. Использование пиратами такого флага могло быть эффективной защитой от нападения военных кораблей — никто не хотел лишний раз рисковать своей жизнью, чтобы проверить, не скрываются ли там опасные разбойники, или же это действительно несчастные моряки, обреченные на гибель.

Череп и кости, появившиеся на флаге в более позднее время — лишь свидетельство своеобразного художественного вкуса пиратов. Некоторые историки считают, что ухмыляющийся мертвец, изображенный на флаге, сообщал жертвам, что в случае сопротивления пощады им ждать не следует.

Само название, «Веселый Роджер», согласно популярной версии, происходит от французского «Joyeux Rouge», что означает «ярко-красный». Такой флаг должны были поднимать «официальные» пираты-каперы, прежде чем атаковать вражеское судно. Со временем сложные французские слова превратились в более привычное английскому уху «Jolly Roger».

Жизнь на борту

пираты реальная история sea of thieves отвратительные мужики disgusting men

Пьяные песни, драки, азартные игры и абсолютная вольница — все это отнюдь не про пиратов. Представьте себе замкнутый мужской коллектив с преимущественно очень непростыми характерами, запертый на ограниченном пространстве на полгода или даже более долгий срок. Любой мало-мальский конфликт мгновенно приводит к кровавым разборкам стенка на стенку и потере боеспособности экипажа. Именно поэтому капитаны пиратских кораблей старались исключить любые развлечения, могущие послужить причиной таких конфликтов.

Пьянство было строго запрещено, но каждый день морякам выдавали по кружке грога для профилактики здоровья, и чтобы они не забывали вкус рома. Чистый ром чаще использовали для дезинфекции или в качестве обезболивающего, пить его чистоганом было сущим расточительством.

пираты реальная история sea of thieves отвратительные мужики disgusting men

Азартные игры также были запрещены на большинстве кораблей. Вместо них пираты развлекались «конными боями», бегом в мешках и прочей самодеятельностью.

Капитан пользовался непререкаемым авторитетом и строго следил за порядком на борту своего корабля, при этом зачастую этот авторитет доставался не за счет его жестокости и беспощадности, а благодаря гораздо более полезным в море качествам — образованности, способности ориентироваться по звездам и организовать работу коллектива наиболее эффективным способом. Капитан должен был быть уравновешенным человеком, ведь ему приходилось выступать третейским судьей в любых спорах между рядовыми пиратами. В случае необходимости он же и назначал жестокие наказания.

пираты реальная история sea of thieves отвратительные мужики disgusting men

Самым распространенным было наказание плетью или «законом Моисея» — провинившегося привязывали к деревянной скамье и секли длинной кожаной плетью. Суровость этого наказания варьировалась в зависимости от количества назначенных ударов: если 10-15 ударов оставляли страшные шрамы на спине и память о своем проступке до конца жизни, то «библейские» 40 приводили к неминуемой смерти — тело человека буквально полосовали в клочки.

Другим распространенным наказанием было присвоение почетного звания «губернатора острова». Этот необычный эвфемизм означает высадку человека на необитаемый остров. Причем чаще всего речь шла о действительно необитаемых островах — скалах посреди моря, небольших рифах или островках песка, скрывающихся под водой во время прилива. В полном одиночестве и тишине у провинившегося было достаточно времени, чтобы подумать о своих грехах перед коллективом.

пираты реальная история sea of thieves отвратительные мужики disgusting men

Жертве оставляли немного еды, небольшой бочонок с водой и пистолет с единственным зарядом, которым можно было воспользоваться, когда надежд на спасение уже не останется. А их, действительно, было очень мало — если такого отшельника подбирало проходящее судно, то его наверняка ждало повешение в порту за пиратство.

В целом, по мере роста экономик в пиратоопасных районах, количество нападений в море будет уменьшаться. Но полностью к нулю в обозримом будущем оно не сведется точно. Даже если арабы не перестанут платить Эрику Принсу за безопасность.

Главная тема

Граждане России стали жертвами новой волны пиратских нападений у берегов Африки. Сведения о нападениях оттуда происходят регулярно. Что происходит сейчас с пиратством в Мировом океане, в каких районах планеты морских бандитов удалось победить, а в каких это сделать практически невозможно – и почему?

В настоящее время пиратские нападения происходят во многих узловых точках мирового судоходства. Зарегистрированы нападения даже в таких местах, как Венесуэла и Вьетнам. Эти случаи, конечно, экзотика, и исчисляются считанными единицами за много лет. Сегодня в мире есть два реально пиратоопасных района – Малаккский пролив между Тихим и Индийским океанами, и Гвинейский залив на западе Африки, воды которого омывают берега таких стран, как Гана, Того, Бенин, Нигерия и Камерун (именно там и были в последнее время захвачены граждане России).

Есть и «бывший» пиратский район (который, впрочем, может снова стать проблемой) – западная часть Индийского океана, омывающая берега печально известного «провалившегося государства» Сомали. С него и начнем.

Сомалийские пираты, нефть и наемники арабских эмиров

История сомалийских пиратов – это круто замешанный триллер. В нем сплелись интересы контролировавших бесхозные земли Сомали банд и полевых командиров, судовладельцев, тогда американского, а сегодня международного авантюриста Эрика Принса, транснациональных нефтяных компаний, правительства США, правящей элиты Объединенных Арабских Эмиратов, исламских террористов и бесчисленных искателей приключений, готовых за деньги стрелять в людей и не желающих быть офисными клерками.

Занятным образом, история конца сомалийских пиратов началась до того, как они появились. В 1998 году власти нескольких провинций развалившегося Сомали объявили себя независимым государством Пунтленд. Мир Пунтленд не признал. Чуть позже в прессу стали попадать сведения о том, что почти половина площади Пунтленда находится над чьей-то нефтью – два немаленьких месторождения действительно занимали половину новой страны. Неудивительно, что после такого в Пунтленде сразу же началась демократия. Причем без иронии. В 2009 году в провинции пришел к власти Абдирахман Фароле, который сумел превратить ее в некоторое подобие вменяемого государства. Пиратам, однако, Пунтленд до поры до времени не мешал.

Первые пиратские нападения на торговые суда, идущие мимо Сомали, начались в середине 2000-х годов. Пираты атаковали суда на быстроходных лодках. Догнав судно, они мастерски взбирались на высокий борт, захватывали экипаж и угоняли судно в Сомали, требуя с судовладельцев выкуп.

Первые робкие нападения внушили жителям Сомали надежду – мимо проходил колоссальный финансовый ресурс, который никто не охранял. Нападения же стали источником инвестиций в расширение «бизнеса»: так, только за три судна, освобожденных из пиратского плена в 2005 году, было уплачено более миллиона долларов США – огромные деньги для нищего, но переполненного оружием Сомали. Уже с 2006 года в регионе на постоянной основе «прописались» военные корабли США и НАТО. Но количество атак непрерывно росло.

На эту тему

Оказалось, что флоты просто не в силах отбить все нападения – так много их было. Неожиданно эффективным оказалось применение наемников, охраняющих суда. Так, до сих пор не известно ни одного случая в Аденском заливе, когда охрана «сдала» бы судно пиратам. Суда, идущие через пиратоопасный район, обвешивались колючей проволокой, сварными стальными барьерами, пожарными брандспойтами, муляжами пулеметов. Экипажи учились отбиваться от нападений, используя системы пожаротушения, в каждом судне появилась так называемая цитадель – укрепленное помещение, как правило, в машинном, реже в рулевом отделении, с запасами воды и пищи, средствами связи, медикаментами, откуда можно было управлять движением судна. Впрочем, количество захватов это не уменьшило, кроме наемных охранников, ничего особо не помогало, но часто судовладельцы просто не хотели платить.

Неожиданно, в 2012 году количество атак упало сразу же в пять раз, до 34 в год. А на следующий год их было только семь. Пираты исчезли из Сомали, и больше не появились никогда. Командование сил Евросоюза склонно приписать этот успех себе, не объясняя, однако, как так получилось, что первые несколько лет военного присутствия ничего не дали. Попробуем объяснить это сами.

В России мало кто знает, что ОАЭ – это не только нефть и не только курорт с небоскребами в пустыне. Это еще и крупнейший в мире центр торгового судоходства. И для правителей Эмиратов пиратство было серьезной проблемой. Вот только решить ее ОАЭ не могли. Но на радость эмирам, судьба принесла им того, кто мог.

В 2010 году, когда количество нападений пиратов достигло пика, правителям Эмиратов предложил свои услуги Эрик Принс, основатель частной военной компании Blackwater.

Логика Принса, которого администрация Обамы буквально вытолкала из бизнеса после убийств гражданских лиц, совершенных его наемниками в Ираке, была проста – вместо бесконечных мучений с конвоями надо заявиться к пиратам домой и просто перебить их там. Принс описывал эту логику так: «Если у вас проблемы с осами, решайте их с их гнездом».

В 2011-м подконтрольные ему компании нарисовались в Пунтленде и начали набор в так называемые Морские полицейские силы Пунтленда. Фактически это были отряды из местных наемников, которых тренировали западные и южноафриканские инструкторы. Порядки в тренировочных лагерях были специфические: особо нерадивого новобранца инструкторы могли забить до полусмерти при товарищах, прострелить ему голову и бросить труп сохнуть в пустыне недалеко от лагеря – в назидание другим.

Местные к этому были, однако, привычны, да и власти Пунтленда ничего против не имели – и в 2012 году люди Принса начали свои операции. Наемники были хорошо оснащены, имели транспорт, связь, вертолеты и даже один транспортный самолет Ан-26. Летом 2012 года люди Принса зачистили ряд прибрежных районов. Позже они вынудили пиратов бежать сломя голову в море на первых попавшихся лодках, атаковав их гавани с вертолетов.

Шайки пиратов ничего не могли противопоставить новой силе, и пиратство было просто разгромлено. «Полицейские силы» неоднократно пытались убить пиратских командиров и в итоге вынудили их всех «уйти на дно». В 2013 году сомалийские пираты исчезли, и пока довольные эмиры будут финансировать Эрика Принса, они не появятся. Европейцы зря жгут топливо своих боевых кораблей – нападать на торговые суда в Аденском заливе почти некому, а с единичными случаями легко справятся охранники на кораблях.

Малаккский пролив и большая индонезийская проблема

«Легальные» пираты известны Констам Э. Пираты. Буканьеры, флибустьеры, приватиры XVI‑XIX вв. М. 2008. под названиями каперов, флибустьеров, корсаров, приватиров, буканиров и рейдеров.

Смерть пиратов зачастую была очень жестокой

Франсуа Олоне, еще один грозный француз-пират, ненавидевший испанцев, за что его прозвали «бич испанцев». В возрасте около 20-и лет Франсуа Олоне (рожденный под именем Жан-Давид Но) нанялся солдатом в Вест-Индскую кампанию, а в 1660 году присоединился к карибским буканьерам, и начался его кровавый террор. Зная его нрав, испанцы бились в бою до последнего, понимая, что лучше погибнуть так, чем попасться в плен.

В 1663 году корабль Олоне потерпел крушение, и вся команда погибла. Когда испанцы приблизились, чтобы удостовериться в его гибели, Олоне притворился мертвым, спрятавшись среди тел своих бывших соратников. Затем он переоделся как испанец и скрылся. На пути к острову Тортю Олоне напал на испанское судно и уничтожил всех, кроме одного человека — чтобы тот передал, какая участь постигла корабль и команду.

Далее Олоне атаковал города Маракайбо и Гибралтар, проявляя немыслимую жестокость по отношению к испанским жителям. В 1668 году его флот был захвачен испанцами. Самому Олоне удалось бежать: он пытался укрыться в джунглях, но был схвачен аборигенами. По слухам, те обошлись с ним столь же дико, сколь он расправлялся с испанцами — он был заживо разорван на части, а затем съеден.

Пират

Франсуа Олоне считают одним из самых грозных французских пиратов, который жестоко расправился с множеством испанцев

Таинственные пиратские сокровища и правда существуют

Оливье Левассер по прозвищу Стервятник служил французской короне в роли приватера во время войны за испанское наследство. Когда война завершилась, ему было приказано отправляться домой. Однако Левассер от такой перспективы воздержался и в 1716 году присоединился к группе пиратов, которые орудовали в Индийском океане, у западных берегов Африки: многие пираты переместились туда из Атлантики, когда власти Англии и Франции решили положить конец пиратам Карибского моря.

Вместе с другими пиратами Левассер захватил и разрушил до основания город Вида, который находится на территории современного Бенина. С 1720 года Стервятник освоился на островах в районе Мадагаскара.

Левассеру посчастливилось завладеть несметными сокровищами: без особых усилий команда Стервятника захватила португальское судно, которое перевозило сокровища патриарха Вест-Индии и вице-короля Португалии. Корабль сдался почти без боя — чтобы выжить в сильнейшем шторме, экипаж накануне сбросил все свои пушки за борт. Добыча оказалась неслыханной: бесчисленные сундуки были полны золотых и серебряных монет, драгоценных камней, религиозных артефактов.

В 1724 году Левассер начал переговоры с французским правительством о помиловании, но Франция потребовала взамен слишком аппетитную долю награбленного, и пират предпочел скрываться на Сейшельских островах. В 1730 году он все же был схвачен и повешен. По легенде, уже стоя у виселицы, Левассер бросил в толпу ожерелье и воскликнул: «Найди мои сокровища, если можешь!». Ожерелье представляло собой криптограмму из 17-и линий, но тайное послание оказалось слишком сложным, чтобы его разгадали. Так что сокровища Левассера до сих пор ожидают своего нового владельца. Может, вам повезет?

Оцените статью
warhammer-online.ru