Почему самоходное орудие су 76и называли мутантами. Почему самоходное орудие су 76и называли мутантами

В ходе дальнейшего совершенствования машины, в апреле 1945 года был построен второй опытный образец ГАЗ-15Б. Он получил новую 85-мм пушку ЛБ-2 и форсированный до 160 л.с. двигатель ГАЗ-203Ф.

Почему самоходное орудие су 76и называли мутантами

СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И. М. Зальцманом.

Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.

Конструкция и устройство

СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.

Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.

Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемет ДТ.

Благодаря большому числу выпущенных самоходок СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях ВС России.

САУ СУ-76 — видео

В передней части установки находилось место водителя. С правой стороны располагалась силовая установка, агрегаты трансмиссии. В кормовой части машины находилась боевая рубка с 76-мм пушкой ЗИС-З. Боевая рубка была защищена крышей толщиной 7 мм. Лобовая часть корпуса и рубка закрывались броней, толщина которой составляла 25—35 мм. Всего было произведено 360 установок.

Практически сразу стало очевидно, что САУ СУ-76 имеет серьезные дефекты. К ним были отнесены следующие: два карбюраторных двигателя через две коробки передач работали параллельно на один общий вал. Именно поэтому во время переключения передач нередко срезались шестереночные зубья. К тому же при стрельбе в боевом отделении была большая загазованность. Это серьезно мешало экипажу. Государственный комитет обороны постановил в самые кратчайшие сроки устранить все недостатки. В 1943 г. после модернизации машины, началось серийное производство усовершенствованных САУ СУ-76М.

СУ-76 - самоходно-артиллерийская установка Великой Отечественной войны

Советская легкая САУ СУ-76M в городском бою. Судя по углу возвышения,бьет по верхним этажам домов разбивая,например, пулеметные гнезда или позиции фаустников. Скорее всего расчетам орудия ЗИС (которое виднеется чуть впереди) и даже какой-то гаубицы (у входа под арку) этого сделать не удалось(по всей видимости здорово мешал огонь противника), вот и подогнали САУ.

Теперь в машине два двигателя были размещены последовательно друг за другом. Коленчатые валы соединялись между собой. Броневую крышу убрали. Это было сделано потому, что крыша мешала наводке орудия. Помимо того, упростилась трансмиссия, благодаря чему управление стало более простым. Масса самоходной установки снизилась с 11,2 т до 10,5 т. С точки зрения артиллеристов, новая самоходная установка СУ-76М получилась удачной. Кроме того, условия для экипажа стали более комфортными. Самоходки имели большую скорость. Благодаря своей легкости установка прекрасно маневрировала на поле боя. САУ СУ-76 весьма эффективно уничтожали пулеметные точки, легкие танки врага и минометные батареи.

САУ СУ-76М проявили себя и при отражении атак пехоты, в наступлении, разрушении ДОТов и ДЗОТов, при уничтожении танков. Подкалиберный заряд универсальной дивизионной пушки ЗИС-З на расстоянии 500 м мог пробить броню вражеского танка, толщина которого составляла 91 мм. У средних немецких танков типа «Пантеры» и «Тигра» как раз была такая толщина брони.

СУ-76 - самоходно-артиллерийская установка Великой Отечественной войны

Самоходные артиллерийские установки СУ-76М гвардии подполковника Василия Степановича Шоничев (1910 г.р., командир 1513 сап), первыми вступившие на австрийскую землю, проходят по улицам одного из населенных пунктов Австрии.

Боекомплект установки СУ-76М состоял из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. В него также входил переносный пулемет ДТ для самообороны. Хорошая броня самоходки защищала экипаж от огня, малокалиберной артиллерии и осколков. Все СУ-76М были снабжены радиостанциями. На шоссе установка развивала скорость 41—45 км/ч, на грунтовой дороге — до 25 км/ч. Запас хода самоходки был 320 и 190 км соответственно. Установка могла преодолеть окоп шириной до 2 м и имела подъем до 30*. Также СУ-76М могла пройти брод глубиной до 0,9 м. К несомненным плюсам установки можно было отнести небольшие размеры, невысокое удельное давление на грунт. Оно составляло 0,545 кгс/см2. САУ 76М могла передвигаться по лесисто-болотистой местности. Эго давало возможность установке сопровождать пехоту в тех местах, где не могли передвигаться средние танки.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-76

— Компоновочная схема: объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
— Годы разработки: 1942
— Годы производства: 1942—1945
— Годы эксплуатации: 1942—1953
— Количество выпущенных, шт.: 14 280

Вес САУ СУ-76

Габаритные размеры САУ СУ-76

— Длина корпуса, мм: 5000
— Ширина, мм: 2740
— Высота, мм: 2200
— Клиренс, мм: 300

Бронирование САУ СУ-76

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25 / 60°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 35 / 30°
— Борт корпуса, мм/град.: 15 / 0°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 10 / 20°
— Корма корпуса (середина), мм/град.: 15 / 0°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 15 / 30°
— Днище, мм: 7 / 81—90°
— Крыша корпуса, мм: 7
— Лоб рубки, мм/град.: 35 / 25°
— Борт рубки, мм/град.: 10 / 25°
— Корма рубки, мм/град.: 10 / 20°
— Крыша рубки, мм/град.: 7

Вооружение САУ СУ-76

— Калибр и марка пушки: 76,2-мм ЗИС-3
— Тип пушки: нарезная
— Длина ствола, калибров: 41,6
— Боекомплект пушки: 60
— Углы ВН, град.: −3…+25
— Углы ГН, град.: ±15

Двигатель САУ СУ-76

— Тип двигателя: спаренные рядные
— 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 2 × 70

Скорость САУ СУ-76

— Запас хода по шоссе, км: 250
— Удельная мощность, л. с./т: 12,5
— Тип подвески: индивидуальная, торсионная

— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,6
— Преодолеваемый ров, м: 2,0
— Преодолеваемый брод, м: 0,9

Очевидным развитием горьковских самоходок стало улучшение их боевой эффективности путем установки более мощных пушек. В 1944 году на базе ГАЗ-74Д в Горьком собрали экспериментальную САУ ГАЗ-75 (конструктор И.В.Гавалов) с 85-мм пушкой Д-5-С.

Модификации

  • СУ-12 (СУ-76) — вариант завода Коломенского завода №38. Проходила испытания в ноябре 1942 г. Проектировщики силовой установки применили не последовательное расположение двух двигателей ГАЗ-202, а параллельное, с работой на общий выходной вал. Полностью закрытый корпус был сварен из катаных бронелистов толщиной 10–35 мм; отделение управления располагалось в передней части машины (посередине между двигателями), а рубка с орудием ЗИС-3Ш – в корме. 9 декабря 1942 г. приемочная комиссия составила акт, согласно которому машина СУ-12 была рекомендована для принятия на вооружение под названием «штурмовая самоходная пушка поддержки пехотных и танковых подразделений СУ-76». Первая партия СУ-76 (25 штук) была изготовлена к 1 января 1943 года. Официально серийное производство началось с 1 января 1943 года. До 21-го марта 1943 года было выпущено 350 САУ этой модификации.
  • СУ-12М (СУ-76М) — Были доработаны силовой агрегат и трансмиссия, в производстве использовался задел старых корпусов от СУ-76. Крыша боевого отделеная удалена для улучшения обзора и удобства работы экипажа. Введение в трансмиссию дополнительных пружинных муфт между двигателями и КПП и фрикционной проскальзывающей муфты на общем валу, а также применение подмоторных амортизаторов снизили аварийность, но все же не исключили ее. В мае 1943 года началось производство СУ-76М. Именно эти машины участвовали в боях на Курской Дуге.
  • ГАЗ-74А — вариант завода ГАЗ с 76,2 мм пушкой С-1 и двигателями ЗИС-16Ф или ЗИС-80, или американский дизель «Giberson» (110 лс). По ряду причин этот проект доведен до конца так и не был.
  • СУ-15 — вариант завода №38. Орудие 76,2 мм С-15, двигатель ГАЗ-203. СУ-15 имела ходовую часть и корпус от СУ-12, на САУ была установлена спаренная двигательная установка ГАЗ-203, правда с небольшими изменениями в воздухоочистительной системе. Боевое отделение было немного увеличено. Проект отклонён из-за перетяжеления конструкции, приводящей к поломкам шасси.
  • СУ-16 — вариант завода №38. Орудие 76,2 мм С-15, двигатель ГАЗ-203. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть была заимствована от танка Т-70, САУ имела открытое сверху боевое отделение. По результатам испытаний проект отклонён из-за неудобного боевого отделения и неудачного расположения экипажа.
  • СУ-38 — вариант завода №38. Орудие 76,2 мм С-15, двигатель ГАЗ-203. Шасси и силовая установка аналогично СУ-16, вдобавок САУ была защищена 45-мм броней и имела закрытое боевое отделение, смещенное вперед (для лучшего распределения нагрузки). Проект отклонён из-за перетяжеления конструкции, приводящей к поломкам шасси.
  • СУ-15М (СУ-76) — Модернизированный вариант СУ-15 завода ГАЗ. Отличалась от предшественницы отсутствием части задней стенки и крыши боевого отделения, последовательной установкой двигателей ГАЗ-202 с общей системой охлаждения и трансмиссией. Масса уменьшилась с 11,2 т до 10,5 т. По результатам Государственных испытаний, проходивших в августе 1943 года, САУ была принята на вооружение под обозначением СУ-76. Серийное производство СУ-76 началось в октябре 1943 г. и продолжалось до июня 1945 г. включительно.

Схема общей компоновки предусматривала переднее расположение трансмиссии и ведущих колес САУ. Кормовое размещение неподвижной броневой рубки и установку двух двигателей, работавших параллельно, по бортам в средней части корпуса.

Боевое применение

Вначале СУ-76 и СУ-76М не пользовались большой популярностью у бывших танкистов и новоприбывших “самоходчиков”. Не имея нормальной вентиляции в боевом отделении САУ скапливались пороховые газы и выхлопы от двигателя, так что “угорание” экипажа во время боя было не таким уж редким делом. Справедливости ради надо отметить, что этим же недостатком страдали средние САУ СУ-122 и тяжелые СУ-152, и устранили его далеко не сразу. Немало проблем доставило расположение самих моторов, а работать в тесной рубке в летний период было крайне сложно из-за высокой температуры. В боевых условиях выявился ещё один, намного более существенный недостаток всех СУ-76. При попадании снаряда в топливный бак воспламенившееся топливо выливалось прямо на механика-водителя, практически лишая его шансов выбраться из подбитой самоходки. Такие случаи часто имели место на начальном этапе использования СУ-76, когда самоходки пытались использовать в качестве машин непосредственной поддержки пехоты.

В дальнейшем, отношение к СУ-76 изменилось в лучшую сторону. Собственно отсюда (в зависимости от применения) и появились неофициальные названия самоходки: «жу-жу», «коломбина» (женский персонаж итальянской комедии дель арте), “голожопый Фердинанд”, “сучка” и “душегубка”. Проблему с вентилированием боевого отделения пытались решить путем установки дополнительного вытяжного вентилятора, что можно было сделать в полевых условиях. Но более простым оказался метод срезания крыши боевого отделения, что впоследствии получило одобрение в официальных документах. В остальном импровизировать удавалось редко — как правило, ремонт СУ-76 сводился к полной замене КПП, карданных валов, бортовых передач и других элементов трансмиссии.

И всё же, СУ-76, при всех её недостатках, оказалась чрезвычайно эффективным мобильным средством поддержки пехоты. Обладая небольшим удельным давлением на грунт самоходка могла без особых проблем передвигаться по лесистой и заболоченной местности, чем не могли похвастать средние танки и САУ. Высоко боевой эффективности способствовали хорошие баллистические качества пушки ЗИС-3Ф, бронебойный снаряд которой пробивал броню “пантеры” и любого среднего немецкого танка, не говоря уже о менее защищенных машинах. С “тиграми” бороться было сложнее, но после введения подкалиберных снарядов СУ-76 могла пробить его лобовую броню, правда с предельно близкой дистанции.

При правильном тактическом использовании, (а это пришло не сразу, вначале САУ часто шли в бой вместо танков в первых рядах и несли неоправданные потери), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне — при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении — при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками.Низкое удельное давление на грунт позволяло ей оперировать в болотистой местности, где другие типы танков и САУ неминуемо бы завязли. Это обстоятельство сыграло большую положительную роль в боях 1944 г. в Белоруссии, где болота играли роль естественных преград для наступающих советских войск. СУ-76М могли проходить по наспех сооруженным гатям вместе с пехотой и атаковать врага там, где он меньше всего ожидал ударов советских самоходок. Прозвище «жу-жу» СУ-76 получила за тихий ход её слабнький автомобильный мотор и тонкие гусеницы не шумели так, как например Т-34, который рёвом двигателя и лязгом гусениц за несколько километров предупреждал немецкую пехоту о предстоящей атаке.

В Белоруссии на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» построена ходовая реплика СУ-76М, которая принимает участие в военных реконструкциях. Реплика сделана настолько качественно, что с первого взгляда её трудно отличить от оригинала.

Конструкция и устройство |

СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9-Р.

Бронирование дифференцированное противопульное, толщина верхнего лобового листа 25 мм, наклон 60 градусов от вертикали.

Для самообороны экипаж имел пистолет-пулемёты ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемёт ДТ.

Варианты |

  • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
  • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
  • СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. САУ шла на вооружение лёгких самоходно-артиллерийских полков.

Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у танка Т-70, а широко распространенная пушка ЗИС-3 имела большой ассортимент боеприпасов и была хорошо освоена в войсках, полуоткрытая рубка позволяла экипажу тесно взаимодействовать с пехотой в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование её было одним из самых сильных в классе лёгких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху и миномётных мин. Экипажи СУ-76 называли эту машину «сукой» — при поражении её снарядом, механик-водитель, располагавшийся рядом с бензобаком, сгорал заживо. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, лёгким гатям и мостам вместе с пехотой.

Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой лёгкого класса, и приравнивание её в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ вызывало неоправданные потери.

В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами лёгких и средних танков вооружённых сил Германии (вермахта) и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.

Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемет ДТ.

Варианты

  • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
  • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
  • СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. САУ шла на вооружение лёгких самоходно-артиллерийских полков.

Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у танка Т-70, а широко распространенная пушка ЗИС-3 имела большой ассортимент боеприпасов и была хорошо освоена в войсках, полуоткрытая рубка позволяла экипажу тесно взаимодействовать с пехотой в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование её было одним из самых сильных в классе лёгких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху и миномётных мин. Экипажи СУ-76 называли эту машину «сукой» — при поражении её снарядом, механик-водитель, располагавшийся рядом с бензобаком, сгорал заживо. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, лёгким гатям и мостам вместе с пехотой.

Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой лёгкого класса, и приравнивание её в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ вызывало неоправданные потери.

В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами лёгких и средних танков вооружённых сил Германии (вермахта) и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.

Страны-эксплуатанты

СУ-76М в музее артиллерии в Санкт-Петербурге

Благодаря большому числу выпущенных самоходок СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях ВС России.

СУ-76М, изготовленную в 1945 году на заводе № 40 в подмосковном городе Мытищи, можно увидеть в Музее отечественной военной истории в Падиково Истринского района Московской области. Машина отреставрирована, на ходу. При восстановлении ходовой части машины воспроизведена сложная, но исторически достоверная оригинальная схема силовой установки из двух спаренных шестицилиндровых двигателей ГАЗ. Также ещё одну СУ-76М можно увидеть в музее артиллерии в Санкт-Петербурге.

В Белоруссии на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» построена ходовая реплика СУ-76М, которая принимает участие в военных реконструкциях. Реплика сделана настолько качественно, что с первого взгляда её трудно отличить от оригинала.

Колонна советских самоходок СУ-76 проезжает мимо закопанного немецкого танка Pz.Kpfw.IV, использовавшегося как ДОТ на улице Берлина. В распоряжение обороняющих Берлин было переданно в неисправном состоянии10 PzKfw 5 и 12 PzKfw 4 все были установлены как неподвижные огневые точки, на крупных перекрестках.

ГАЗ-15А (СУ-85А), ГАЗ-15Б (СУ-85Б)

СУ-85А

После отказа от принципиально новой самоходки ГАЗ-75, газовцы занялись усовершенствованием СУ-76М путем установки на нее 85-мм пушки Д-5-С. Опытный образец, постройки 1944 года, получил обозначение ГАЗ-15А (конструктор В.С.Соловьев).

Новая пушка потребовала модернизации ходовой части. Шасси усилили путем установки дополнительных рессор к торсионам передних и задних катков, а вместо поддерживающих катков установлены склизы.

В ходе дальнейшего совершенствования машины, в апреле 1945 года был построен второй опытный образец ГАЗ-15Б. Он получил новую 85-мм пушку ЛБ-2 и форсированный до 160 л.с. двигатель ГАЗ-203Ф.

САУ в серию не пошла, к моменту завершения испытаний война уже закончилась.

Самоходные артиллерийские установки ГАЗ

С самого начала войны автостроители из Горького занимались разработкой, модернизацией и постройкой в общем-то непрофильной для себя техники. Впрочем, как и многие другие автозаводы Советского Союза.

Как бы то ни было конструкторы ГАЗа вынесли для себя огромный опыт, который пригодился им при создании новых, уже сугубо мирных машин. Но об этом поговорим в следующий раз.

Оцените статью
warhammer-online.ru