Танк Т-34 в годы Второй мировой войны: устройство, технические характеристики, вооружение, действия экипажа. Сколько снарядов в танке т 34

На опорных катках ходовой части предполагалось устанавливать резиновые бандажи, но из-за сложившегося в военные годы дефицита резины большое количество танков пришлось выпустить без таких бандажей. Их заменяли устройства внутренней амортизации, при использовании которых танк сильно грохотал.

Средний танк Т-34 образца 1940 г. (Т-34-76)

Анализируя опыт гражданской войны в Испании, советское руководство пришло к простому выводу: не смотря на то, что советские танки Т-26 и БТ-5 превосходят немецкие по всем параметрам, общая проблема и тех и других заключается в довольно слабом бронировании, без проблем пробиваемом 45-мм и даже 37-мм пушками. Также, чрезвычайно опасной и капризной в боевых условиях частью танка оказался бензиновый двигатель — пары бензина легко воспламенялись (а если учесть, что авиационный «либерти» БТ-5 питался только высокооктановым топливом…), после чего участь танка была предрешена.

Основываясь на этих выводах Автобронетанковое Управление РККА к 13 октября 1937 сформулировало тактико-технические требования к новому перспективному танку, который в конце 30-х годов должен был придти на смену существующих танков серии БТ (чтобы не повторяться, читайте статью о непростом пути от БТ-7 к Т-34).

Т-34 образца 1940 г.

Т-34 образца 1940 г. «Округлые» контуры и маленькая башня выделяют его на фоне других моделей

6 марта 1940 г. два опытных экземпляра танка Т-34 с демонтированным вооружением в сопровождении двух тягачей убыли с территории заводского полигона в Харькове и спустя 6 дней, 12 марта, первый из них прибыл в подмосковный Серпухов. Машины проделали впечатляющий путь своим ходом, практически идя по прямой, через совершенно непроходимые места. Этот беспримерный поход был задуман как самое красноречивое доказательство надежности новой машины и своё дело он сделал.

31 марта 1940 г. Государственный комитет обороны принял решение о серийном производстве среднего танка Т-34.

Примечание: правильнее звучит конечно «Т-34 образца 1940 г.», но для простоты его часто называют Т-34-76 из-за калибра пушки. В то время как Т-34 образца 1943 г., по тому же принципу зовут Т-34-85.

Компоновка и устройство танка Т-34 образца 1940, г.

Танк имел компоновку классического типа: отделение управления находилось в передней части бронекорпуса, боевое отделение — в его средней части и в двухместной бронированной башне, силовое отделение располагалось в кормовой части машины.

Экипаж танка состоял из четырех человек. Командир танка, он же выполнял функции наводчика орудия, располагался в башне слева от орудия, заряжающий находился также в башне справа от пушки. Рабочие место механика-водителя было оборудовано в передней носовой части бронекорпуса, справа от него располагался стрелок-радист.

Бронекорпус несущего типа, сварной, собирался из бронеплит и стальных листов толщиной 13, 15, 16, 40 и 45 мм. Лобовые листы толщиной 45 мм были расположены под рациональными углами наклона в 53° и 60° к горизонтал­ьной оси корпуса. Бронелисты верхней части бортов располагались под углом в 40° и имели толщину 40 мм, нижние бронелисты бортов корпуса располагались вертикально и были толщиной 45 мм. Кормовые бронелисты располагались под углами в 45° и 47° и имели толщину 40 мм. Крыша бронекорпуса изготовлялась из листов толщиной 16-20 мм, днище из 13 мм листов.

танк Т-34 обр. 1942 с разных ракурсов

танк Т-34 обр. 1942 с разных ракурсов

С 1943 г. все кормовые листы стали изготовлять толщиной 45 мм, передний лист носовой части днища — 20 мм.

Трансмиссия Т-34-76 состояла из четырехсту­пенчатой коробки передач, многодискового главного фрикциона, механизма поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. В начале 1943 г. на танке стали устанавливать пятиступенчатую коробку передач.

Подвеска танка состояла из пяти опорных катков диаметром 830 мм, ведущего катка, расположенного в кормовой части и ленивца, расположенного впереди. Катки могли различаться по способу изготовления (литые и штампованные) и виду амортизации.

Электропитание танка Т-34 производилось по двум сетям, имеющим напряжение 12 и 24 вольта. Основными устройствами в составе электрооборудования танка являлись:

Устройство и технические характеристики Т-34

Компоновка танка выполнена по схеме, признанной в мире классической для подобных боевых машин. Моторное и трансмиссионное отделения целиком размещались на корме машины, двигатель располагался продольно относительно центральной оси. В средней части корпуса находилось боевое отделение, а впереди него было размещено отделение управления. Башня, особенно в первоначальных версиях, была достаточно скромных размеров и в боковой проекции была заметно смещена к носу.

Т-34 мог развивать скорость до 54 километров в час по шоссе и до 25 километров в час по пересеченной местности. Максимальный запас хода танка составлял до 300 километров, в зависимости от состояния дорожного покрытия.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат Т-34 представлял собой предельно экономичный для своего времени дизельный двигатель модели В-2 объёмом 38,8 литра, собранный в основном из облегчённых материалов на основе алюминия, что было более характерно для авиации. Агрегат был способен развивать максимальную мощность до 500 лошадиных сил.

В массовых серийных танках этот показатель достигался далеко не в полной мере, но производительности мотора с запасом хватало не только на приведение техники в движение, но и на стремительные прорывы и маневрирование. Слабейшим элементом двигательной установки в первые годы производства Т-34 был воздухоочиститель, который крайне плохо справлялся с улавливанием пыли, что приводило к ускорению износа и отказам мотора.

Трансмиссия танка, как и свойственно гусеничным машинам, основывалась на фрикционах. Механическая коробка передач имела четыре ступени. Она передавала крутящий момент через редукторы к бортовым фрикционам. Ведущие звёздочки гусениц располагались на задних колёсах.

Первоначально выпускаемые Т-34 не имели синхронизаторов в коробке передач. Их переключение было настолько тугим, что приходилось делать это при помощи кувалды, которая стала фактически подручным инструментом механика-водителя. Зачастую в ходе активного маневрирования регулировали скорость за счёт оборотов двигателя. С 1943 года производители танка внедрили в его конструкцию пятиступенчатую КПП.

Внутри Т-34

Место механика-водителя на Т-34

Ходовая часть

Ходовая часть танка Т-34 имела в своей основе большие сдвоенные опорные катки, которых насчитывалось по пять с каждой стороны. Ведущие колёса располагались сзади, направляющие колёса (так называемые ленивцы) — спереди. Катки с каждого борта оснащались индивидуальной пружинной подвеской, элементы которой на передних катках защищались стальными кожухами.

На опорных катках ходовой части предполагалось устанавливать резиновые бандажи, но из-за сложившегося в военные годы дефицита резины большое количество танков пришлось выпустить без таких бандажей. Их заменяли устройства внутренней амортизации, при использовании которых танк сильно грохотал.

Гусеница Т-34 состояла из 37 плоских и такого же числа гребневых траков. В комплектацию машины входили по два запасных трака каждого типа и два домкрата.

Средства связи

Большинство немецких танков в начале Великой Отечественной войны были радиофицированы, имея возможности двусторонней связи. На советских машинах это было редкостью. Отсутствие полноценной связи между советскими танками в начальный период войны во многом способствовало повышенным потерям и уменьшению эффективности применения Т-34.

Вооружение и его установка на Т-34

К началу войны основным вооружением Т-34 являлась 76,2-миллиметровая пушка. Изначально ставилась пушка Л-11 (как и на танк КВ), но очень скоро её сменила более простая и дешёвая в производстве танковая пушка Грабина Ф-34. Это орудие в начальный период войны легко поражало любой немецкий танк.

Появление у вермахта тяжелобронированных «Тигров» и «Пантер» в 1943 году вынудило советских конструкторов совершенствовать орудие главного калибра Т-34, и уже к концу того же года танк получил в оснащение 85-миллиметровую пушку Д-5Т. Вскоре на серийных машинах Т-34-85 начали устанавливать более технологичную пушку ЗИС-С-53.

Боекомплект танка составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов.

Вспомогательное вооружение Т-34 включало в себя два пулемёта ДТ-29 калибра 7,62 мм. Один из них действовал в спарке с пушкой, второй размещался в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса и мог наводиться с отклонением на 12 градусов в каждую сторону по горизонтали и от −6 до +16 градусов по вертикали.

В 1941 году была разработана, а в следующем году освоена специальная модификация — огнемётный танк ОТ-34.

Командирский прицел в Т-34

Командирский прицел в танке Т-34

В качестве главного недостатка Т-34 специалисты называют слабую эффективность его систем прицеливания и наведения. Они никак не были защищены от атмосферных осадков, дорожной пыли и грязи, а произвести их очистку было возможно только находясь снаружи танка. Боковые смотровые приборы имели значительное «мёртвое пространство» и весьма малый угол обзора, с ними было тяжело опередить противника в визуальном обнаружении.

Серьёзным недостатком Т-34 было отсутствие командирской башенки. Впервые её начали ставить на командирском люке в крыше башни в 1943 году, но из-за загруженности командира танка функциями наводчика это решение оказалось неэффективным. Лишь с появлением версии Т-34-85 появилась возможность полноценно использовать командирскую башенку, которая оборудовалась пятью смотровыми приборами и обеспечивала командиру танка круговой обзор при неподвижной башне.

Наводчик Т-34-85 размещался с левой стороны башни. В его распоряжении имелся перископический прицел, обеспечивающий четырёхкратное увеличение. Пушка со спаренным пулемётом наводилась им на цель при помощи механизма поворота башни, а также наведением орудия в вертикальной плоскости.

Дальность стрельбы

Для версии Т-34-76 дальность эффективной стрельбы из пушки составляла от 1000 до 1500 метров. На таком расстоянии советский танк гарантированно поражал броню всех без исключения немецких танков образца 1941-1942 годов, включая Т-IV. В 1943 году ситуация изменилась: в противостоянии с германскими «Тиграми» и «Пантерами» дальность эффективного огня уменьшалась до 200 метров, при этом не гарантируя надёжного поражения танка противника.

С началом в 1944 году массового выпуска Т-34-85 советский танк заметно отодвинул границу эффективного огневого боя. 85-миллиметровая пушка обновлённого Т-34 обладала достаточной бронепробиваемостью, чтобы поражать на реальных дистанциях боя борта немецких тяжёлых танков и САУ.

Нельзя сказать, что танк Т-34 76 был идеальной боевой машиной, но простота устройства, легкость в ремонте и неприхотливость в бою помогли ему стать великим оружием. Безусловно, во время войны и использования данного танка не обошлось без героизма отечественных танкистов, которые нередко жертвовали собой и проявляли чудеса русского духа и смекалки.

Тактико-Технические Характеристики танка Т-34

Масса, т — 25,6
Экипаж, ч — 4.Командир (он же наводчик), Заряжающий, Стрелок-Радист, Механик-Водитель.
Длина корпуса, мм — 5920
Ширина корпуса, мм — 3000
Высота, мм — 2405

Бронирование

Градусы наклона измерены по отношению к вертикали.
Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 53°
Борт корпуса (верх), мм/град. 40 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 40 / 47°
Корма корпуса (низ), мм/град. 40 / 45°
Днище, мм 13—16
Крыша корпуса, мм 16—20
Лоб башни, мм/град. 45
Маска орудия, мм/град. 40
Борт башни, мм/град. 45 / 30°
Корма башни, мм/град. 45 / 30°
Крыша башни, мм 15 / 84°

Ходовые качества

Мощность двигателя, л. с. — 500
Максимальная скорость, км/ч — 54(По другим данным — 48).
Запас хода по шоссе, км — 300
Удельная мощность, л. с./т — 19,5
Преодолеваемый подъём, град. — 36°

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М — Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.

Т-34-57 на испытаниях

Т-34-57 на испытаниях

Т-34-76 обр.1941 г. — Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений — это установка новой 76-мм пушки Ф-34.

Т-34-76 обр 1941

Т-34-76 обр 1941 — первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. — Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.

Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр.1943 г. — Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр 1943

Т-34-76 обр 1943

ПТ-34 — минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.

ПТ-34

ПТ-34

Т-34-100 — Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.

Т-34-100 зимой 1945

Т-34-100 зимой 1945

Прочая техника на на базе Т-34:

ОТ-34 — Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.

ОТ-34

ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

Изначально производился монтаж артиллерийской системы Д-5Т с калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом в 56 выстрелов для основного орудия и 1953 пулеметных патронов. Для наведения использовалась панорама ПТК-5 и телескопический шарнирный прицел.

Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53

В начале 1944 года Государственный Комитет Обороны принимает на вооружение Т-34 с артиллерийской системой ЗИС-С-53 калибром 85 мм. Причиной отказа от орудия Д-5Т явились конструктивные недостатки, например, часто выходил из строя подъемный механизм. Первые машины с пушкой ЗИС-С-53 вышли из цехов в марте 1944 года. Сам танк также претерпел ряд конструктивных изменений: ком.

Башенка перенесена и установлена в районе кормы башни, что облегчило удобство расположения членов экипажа, радиостанция демонтирована с корпуса и установлена на башне, а ПТК-5 демонтирована.

Также произведена замена на новые воздухоочистители «Мультициклон». В остальном конструкция не претерпела изменений. В 1945 году двустворчатый люк башенки заменен на люк, обладающий одной открывающейся створкой.

Количество выпущенных Т-34-85 в годы Великой Отечественной войны

Модификация танка 1944, кол-во ед. 1945, кол-во ед. Итого, кол-во ед.
Т-34-85 10499 12110 22609
Т-34-85 ком. 134 140 274
Т-34-85 ОТ 30 301 331
Итого, кол-во ед. 10663 12551 23214

Боевое применение

Первые Т-34, вооруженные 85 мм орудием, стали поставляться в бронетанковые части РККА в конце зимы 1944 года. Одной из первых боевых частей, оснащенных модернизированной «тридцатьчетверкой» стал 38-й отдельный танковый полк. На башнях были нанесены надписи краской «Димитрий Донской», изготовлены они были на средства, предоставленные РПЦ. Всего полк насчитывал по штату 21 единицу, кроме Т-34-85 штат полка составляли огнеметные версии Т-34-76.

Т 34 85 фото 1944

В составе 58-й армии танковый полк вел боевые операции на территории Украины. Еще одной частью, оснащенной новой техникой с пушкой Д-5Т, являлся 119-й танковый полк. Так как танк был изготовлен на собранные деньги жителей республики Армения, то на танковых башнях были нанесены надписи на национальном языке «Давид Сасунский», в честь героя республики. Полк принимал участие в боевых действиях в составе 2-го Украинского фронта.

В начале весны 1944 года модернизованные «тридцатьчетверки» стали направляться в танковые бригады, а также в танковые и мех корпуса. Так, новую технику получили 2-й, 6-й, 10 и 11-й танковый корпус. При формировании экипажей новых машин, возникла проблема в наличии 5-го члена экипажа. Вопрос решился путем комплектования экипажей танкистов за счет бойцов роты противотанковых ружей.

Новые машины в первую очередь поставлялись в лучшие боевые соединения РККА.

В тоже время на освоение новых танков экипажам давалось всего несколько часов. Широкое применение Т-34-85 произошло в боях в Правобережной Украины, в особенности при проведении форсирования Днестра.

В столкновениях с бронетехникой противника, новая техника показала себя неплохо, но все равно уступала тяжелым немецким танкам. 88 мм орудия Тигров обладали высокой бронебойностью, тем более бронезащита корпуса «тридцатьчетверок» не претерпела изменений, а по мощности 85 мм орудие советского танка немного уступало немецкому 88 мм.

Также Т-34 с 85-й артиллерийской системой Д-5Т в количестве 23 единицы в начале весны 1944 поступили на вооружение 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной и ордена Красной Звезды Новгородской танковой бригады, которая вела наступление в составе Карельского фронта. Также в составе бригады числилось 42 «тридцатьчетверки» с 76 мм орудием и «Валентайн IX» в количестве 10 единиц.

Т 34-85 Сталинград

Наступление проходило успешно, тем более у противника (финские и немецкие боевые соединения) практически не было танковых частей. С освобождением г.Киркенеса в Норвегии фронт был расформирован.

Во время наступательной операции «Багратион» летом 1944 года Т-34-85 занимали большую часть бронетанкового парка РККА. Так, из 811 участвующих в наступлении Т-34, машины, вооруженные 85 мм артиллерийской системой, составляли более 50% танкового парка.

Наибольшее количество новых «тридцатьчетверок» принимало участие в наступательных операциях Красной Армии в 1945 году. Участвующая в Висло-Одерской наступательной операции 3-я ТА генерала Рыбалко П.С. насчитывала в своем штате 640 танков Т-34-85, 22 танка Т-34-76 (использовались в качестве тральщиков), а также тяжелые машины ИС-2 (21 единица) и самоходно-артиллерийские установки (63 единицы ИСУ-122, 63 единицы СУ-85, 63 единицы СУ-76 и 49 СУ-57И).

Задачей советских конструкторов стало усиление брони и бронебойной силы Т-34 с максимальным сохранением его скоростных качеств. В условиях войны было важно, чтобы производство нового танка не требовало значительной переделки техники производства, так как это требовало больших затрат времени и ресурсов.

Модификации и боевое применение

Т-34-76 выпускались вплоть до 1944 года. Всего собрали 35330 машин образца 1940. На их базе также делали самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.

Конечно, основное применение Т-34 развернулось в годы Великой Отечественной войны. На момент начала военных действий в армии насчитывалось 1225 единиц. В ходе войны производство было переориентировано в Челябинск и Свердловск (ныне Екатеринбург). Одним из важнейших достижений Советского Союза, возможно, сыгравшим ключевую роль в победе — массовый выпуск Т-34 76.

Модификации

Свое главное сражение танк принял на Курской дуге, где с обеих сторон принимали участие около 6000 танков.

Машина стала легендарной, потому что отвечала основным требованиям того времени и не отличалась сложностью конструкции. Однако сам танк без экипажа – кусок железа. Самоотверженность наших танкистов использовавших технические характеристики Т-34-76 сделала его одним из символов самой страшной войны человечества.

Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.

Немецкие танки «Тигр» и «Фердинанд»

Основным советским танком в битве на Курской дуге был Т-34, со стороны немцев в бой вступили «Тигры» и «Пантеры», а также самоходные артустановки «Фердинанд».

Новые танки владели рядом преимуществ. «Тигр» имел броню толщиной 10 см и был практически неуязвим.

САУ Фердинанд немцев подбитые на Курской дуге

Уничтоженные самоходные артиллерийские установки «Фердинанд» на Курской дуге

Преимущество новых танков фашистской Германии стало очевидным. Танкисты говорили, что с «Тиграми» и «Пантерами» в бронированных Т-34, они чувствуют себя будто голые. Факты это подтверждают. Если эффективная дальность стрельбы по танку Т-34 для «Тигра» составляла 2 км., для «Пантеры» 1,5 км., то Т-34 наносила урон новым боевым машинам с расстояния не более чем 300-500 м. Единственным преимуществом в бою легендарного танка оставалась маневренность и скорость.

Задачей советских конструкторов стало усиление брони и бронебойной силы Т-34 с максимальным сохранением его скоростных качеств. В условиях войны было важно, чтобы производство нового танка не требовало значительной переделки техники производства, так как это требовало больших затрат времени и ресурсов.

Дора и Толстый Густав

Новый танк приобрел башню, внутри которой размещалась пушка с 85 мм. калибром, вместо 76 мм., башня имела усиленную броневую защиту, количество бойцов в экипаже увеличилось с 4 до 5. Броня Т-34 по-прежнему уступала тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр», однако главное достоинство машины по сравнению с тяжелыми танками Германии сохранилось – скорость.

Танк Т-34-85: модифицированный Т-34

Танк Т-34-85 был запущен в производство в январе 1944 года. Новые танки отправлялись на все фронты Великой Отечественной войны, участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Венгрии, Румынии. Т-34-85 участвовал в Берлинской операции, именно этот танк называют «танком Победы».

Т-34-85 в Великую Отечественную войну

После окончания Великой Отечественной войны, танк Т-34 новой модификации участвовал в Советско-Японской войне и фактически был основной боевой машиной армии до середины 50-х годов. Он стоял на вооружении вплоть до 1993 года, постепенно его место стали заменять более современные машины.

Что касается других стран, то Т-34 в течение XX века стояли на вооружении более 40 стран. Танки участвовали в Корейской и Вьетнамской войне, в многочисленных вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке.

Особенности конструкции Т-34

Разработанный с «нуля», без заимствования идей с машин других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован. Его первоначальная конструкция от начала создания в 1940 году претерпела множество изменений. Менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф-34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, боевые машины на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки.

В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:

Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, она часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях боя. Важным достижением стала установка в 1943 году в транспорте качественных переговорных устройств и радиосвязи.

танкисты Т-34 в Великую Отечественную войну

Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже, в модификации Т-34-85, членов экипажа стало 5 – появилось место для заряжающего.

Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.

Оцените статью
warhammer-online.ru