Барьеры от ФСБ и нелегальный импорт: почему в России так мало разработчиков игр на приставки. Почему в россии не производят игровые приставки

PlayStation 5 имеет разъем HDMI 2.1. Это означает, что консоль может выводить сигнал 4K со скоростью 120 кадров в секунду или сигнал 8K. К сожалению, Sony не реализовала форматы Dolby Atmos или Dolby Vision на своей новой консоли. Жалко, потому что хорошо видно, что оба стандарта завоевывают репутацию лидеров рынка.

Что лучше: ПК или консоль (игровая приставка) в 2022 году?

Появление новых игровых приставок от Sony и Microsoft в конце 2020 г. для многих поклонников консольного гейминга обернулось истинным разочарованием. Дело в том, что новых PlayStation 5 и Xbox Series S/X банально не хватило даже для тех покупателей, которые делали предзаказы. А пока ожидаются поставки следующих партий на рынок, обсудим, есть ли вообще смысл покупать отдельное устройство для игр, или, может быть, лучше собрать деньги на новый хороший ПК (или на его апгрейд)? Ведь, в отличие от PlayStation и Xbox, платформа PC — это рабочая станция и в целом более универсальная техника.

Итак, что лучше — компьютер или консоль, ПК или ПС4 /5 / Xbox? Проведём сравнение лицом к лицу.

Отличие новых консолей от ПК

Есть несколько технических нюансов, которыми игровые приставки выгодно отличаются от большинства персональных компьютеров, а именно:

  1. Сверхскоростной накопитель NVME SSD. Конечно, никто не мешает вам установить на свой гейминг-ПК твердотельный SSD (тем более, что жёстким дискам HDD уже давно пора на свалку), но не каждая материнская плата имеет разъём NVME. SATA, при всём уважении к этому легендарному разъёму, перестаёт считаться быстрой, так как скорость M.2 NVME может достигать 5000 МБ/с и 700к IOPS (на интерфейсе PCIe 4.0 x4);
  2. Декомпрессия данных на аппаратном уровне. Со скоростью обмена данных с накопителем, и без того молниеносным, у приставок всё в полном порядке. Это всегда было слабым местом многих настольных компьютеров;
  3. Оптимизированные алгоритмы рендеринга. Например, технология Sampler Feedback Streaming позволяет сжимать размеры текстур до 10 раз без потери хорошего качества картинки, а технология Variable Rate Shading, запатентованная AMD, повышает игровую производительность от 2% до 9,4% в различных сценариях за счёт сжатия кадров на уровне затенения.

И таких эксклюзивных технологий для консолей есть не одна и не две. Они приводят к более эффективному использованию оперативной памяти, экономии ресурсов центрального процессора для других задач, а также повышению свободной видеопамяти. Для одной и той же игры на консоли и ПК может потребоваться разный объём доступной видеопамяти. А видеокарты для ПК с большим объёмом VRAM стоят, как известно, очень дорого (ох уж эти майнеры…).

Поначалу на сервере в Discord была только программа для мониторинга магазинов — она отслеживала поступление приставок на сайты ритейлеров. Как только где-то происходил «ресток», в Discord приходило сообщение со ссылкой. Достаточно перейти по ней — и товар уже в вашей корзине.

Высшая лига: как устроен рынок консольных игр

Далеко не все разработчики решаются попробовать себя на рынке консольных игр. Многие создают приложения только для мобильных устройств. Ведь мобильные игры создавать быстрее, дешевле и проще.

«Приставки — это сложно и дорого. Надо долго ждать одобрения от компании, производящей консоли. У мобильных игр ниже порог входа. Плюс в России проще найти издателя для мобильной игры» сооснователь Digital Media Lab в ИТИС Мурад Хафизов

Выход на уровень игровых приставок гейм-разработчики приравнивают к попаданию к «высшую лигу» и называют этот процесс долгим и требующим «астрономических затрат». Однако те, кому удается «пробиться», выходят на международный уровень и получают возможности, партнеров, клиентов и уважение коллег.

Игра может попасть на консоль двумя способами. Первый подразумевает, что в качестве платформы изначально выбирают игровые приставки и создают игру целенаправленно для них. Второй представляет собой портирование — адаптацию уже существующей игры под консоли.

Если компания — крупный игрок, то она может себе позволить выпускать проекты на всех платформах одновременно. Такой подход считается самым прибыльным и максимально выгодным, но требует значительных стартовых ресурсов.

Медиапространства платформ где-то пересекаются, а где-то отличаются. Кумулятивный эффект усилит маркетинг, и о продукте узнает больше людей основатель GD Forge и Fair Games Ян Шевченко

Большие деньги и высокие риски

Первая проблема на пути гейм-разработчика — это финансирование. Даже если игру пишут не с нуля, а портируют, затраты колоссальны. Так, процесс переноса на приставку игры, выпущенной ранее для ПК, оценивается в 50-70 тыс. долларов, что составляет более 4 млн рублей.

У небольших студий разработки игр нет таких денег, поэтому ищут инвесторов для своих проектов. Сделать это не так просто даже для широко распространенных компьютерных игр, так как в этой индустрии очень высокие риски. Многие игры не окупаются или не доводятся до конца в разработке.

С точки зрения инвестиционного климата, не рекомендую вкладываться в игровую индустрию. Если у него инвестора цель умножить свой капитал, если там нет идеологической вещи, то есть больше инструментов, куда вложить свои деньги основатель GD Forge и Fair Games Ян Шевченко

Для игр на консоли инвестиции найти особенно трудно, так как процесс создания таких проектов долгий и трудоемкий в отличие от, например, создания мобильных игр, поэтому в них инвесторы вкладываются охотнее.

Бюджет и производственный цикл игр для мобильных устройств меньше, а стоимость привлечения клиента и востребованность продукта можно оценить на ранних этапах разработки, поэтому и найти инвестора для таких проектов проще. Напротив, масштабные игры для консолей — самый сложный и дорогой продукт, поэтому и риски для потенциального издателя выше сооснователь Gaijin Entertainment Антон Юдинцев

Гейм-разработчик из Казани Ян Шевченко отмечает особый интерес криптовалютных инвесторов. В какой-то момент криптовалютного бума они хорошо заработали, поэтому сейчас распределяют свои деньги по разным сферам.

Двое из опрошенных разработчиков признались, что сейчас в России только один крупный инвестор, заинтересованный в играх на приставки. Это IT-холдинг Mail.ru Group.

Далеко не все разработчики решаются попробовать себя на рынке консольных игр. Многие создают приложения только для мобильных устройств. Ведь мобильные игры создавать быстрее, дешевле и проще.

«Рост цены акций Sony коррелирует с дефицитом PS5»

Считается, что от реселлеров страдают не только покупатели, но и сама Sony. По данным Bloomberg, из-за перекупщиков компания терпит убытки. Сами приставки производятся в минус из-за дорогостоящих полупроводников. Обычно эта разница покрывается за счет реализации игр для устройств, но именно их продажи сильно упали из-за действий перекупщиков.

Нормальное соотношение проданных копий приставок и игр — один к одному. Bloomberg привел в пример продажи игр и PlayStation 5 в Японии. За стартовый месяц компания сбыла 213 тыс. PS5. При этом тираж трех самых продаваемых игр для приставки составил 63 тыс. в ритейле. Эксперты Bloomberg опасаются, что фанаты Sony могут отвернуться от нее из-за спекулянтов. Это замедлит продажи и отразится на выручке компании.

«Все это чепуха», — считает профессор ВШЭ Евгений Коган. Он уверен, что Sony просто создаёт интригу вокруг продукта. При этом акции компании продолжают расти, невзирая на спекуляции: на момент публикации материала прирост цены одной акции Sony составил 32% по сравнению с ее стоимостью в сентябре 2020 года. В том месяце компания назвала цену и дату релиза PS5.

«Рост цены акций Sony ещё как коррелирует с дефицитом и ажиотажем вокруг нового продукта. А убытки от производства приставок и снижения спроса на игры для нее микроскопичны, поскольку Sony — огромная корпорация. Компания запустила новый продукт и создала вокруг него интригу. Благодаря этому она спокойно сможет поднять цену на PS5 в дальнейшем. Это выглядит как разумный и хитрый маркетинговый ход. Ребята просто убивают много зайцев».

Возможно, главный заяц, которого убивает Sony, — логичное объяснение роста цены на PS5. В феврале 2020 года Bloomberg сообщал, что затраты на производство одной консоли составят около $450. Это больше, чем компания тратила в случае с PS4. Все из-за дорогих составляющих консоли и дефицита полупроводников. Он вызван резким ростом спроса на электронику и внедрением технологии 5G. Это заставило компанию поднять цены на новые консоли в ущерб конкуренции с Microsoft.

Видимо, поэтому Sony до последнего скрывала, сколько будет стоить приставка. Для сравнения, цену той же PS4 назвали в феврале 2013-го, а саму консоль выпустили в ноябре того же года. В случае с PS5, которая тоже вышла в ноябре, Sony сообщила цену всего за два месяца до релиза. Bloomberg назвал это «выжидательным подходом». Да и финансовый директор Sony Хироки Тотоки в феврале 2020 года говорил, что не может обсуждать стоимость продукта из-за факторов, которые трудно учесть заранее. Тогда он добавил, что компании следует правильно определить объём начального производства и скорректировать стратегию продвижения в зависимости от уровня цен на PS5.

Возможно, ситуация с реселлерами и есть часть стратегии продвижения Sony — использовать дефицит комплектующих для PS5 так, чтобы привлечь внимание к продукту, вызвать повышение стоимости акций корпорации и товара на вторичном рынке, а затем поднять на него цену и на первичном. В этом есть доля правды, считает Игорь. Хотя Никита Пасичный уверен, что Sony невыгодна эта стратегия. По его мнению, на старте компании обязательно нужно продавать как можно больше консолей и игр.

Впрочем, российские магазины уже подняли цены на PlayStation 4. Все из-за высокого спроса на консоль старого поколения. Он вызван сворачиванием производства PS4 при дефиците на новую PS5. Теперь цена на PS4 Pro доходит до ₽43 тыс.

Когда же все это закончится?

Реселлеры считают, что в дефиците PS5 и Xbox Series X/S виноваты не они, а сетевые магазины. Те просто оказались не готовы к ажиотажу:

«Если бы они сетевые магазины изначально распределяли заказы, а не сразу выставляли их на сайт на продажу, то большая часть людей смогла бы уже получить приставки. В продаже лимитированных кроссовок есть правило “одна пара в одни руки”. Здесь же люди набирали себе много консолей, потому что ритейлеры изначально вообще это не отслеживали. Сейчас они уже одумались, но мы и это научились обходить. Перебиваем данные, и все».

Игорь утверждает, что у обычного покупателя есть шанс получить PlayStation 5. Сам перекупщик смог заказать 12 приставок вручную. Если товара не было в наличии в магазинах, то ему перезванивали, как только продукт появлялся на складе.

Реселлер также сомневается в безоговорочной победе ботов на рынке, по крайней мере, в России, где их еще не так много. При этом он имеет в виду именно тех ботов, которые быстро оформляют заказы. Но с другой стороны, существуют «мониторы», которые делаются очень легко — Игорь утверждает, что их может создать любой опытный программист, написав несколько строчек кода.

Сообщества геймеров со всего мира придумывают меры борьбы с перекупщиками. Наиболее радикальные распространены в Индии. Там члены сообщества IndianGaming на reddit массово мониторят объявления реселлеров на местных аналогах «Авито», а затем жалуются на этих продавцов.

Другой подход обсуждают в Британии. Ранее в парламенте выступили с идеей запрета ботов. В государстве уже есть похожий закон для продавцов билетов: их заставляют сообщать о себе расширенные данные, чтобы лишить возможности приобрести несколько билетов в одни руки.

Евгений Коган считает, что эта инициатива «выписана по рецепту Советского Союза, где давали одну палку колбасы в одни руки». Он уверяет, что такие законопроекты ведут к ухудшению качества товаров и услуг. Андрей добавил к словам профессора ВШЭ, что эта мера хороша только для крупных бизнесменов. Она устраняет мелких конкурентов — малый бизнес.

«Проблемы с покупкой PS5 сейчас наблюдаются по всему миру. Может быть, это на самых верхах у региональных директоров сетевых магазинов так закручено, чтобы они зарабатывали большие деньги».

Впрочем, такая проблема не только у Sony и Microsoft, отмечает Пасичный. Он взял в пример видеокарты от NVIDIA.

«Можно открыть сейчас цены в магазинах на свежие 3090, если они еще, конечно, есть в наличии, и сравнить их с рекомендованными. С новой 3060 ситуация будет еще хуже. Кстати, у нашей группы на нее уже есть планы. Мы уже начали выкупать видеокарты. Спрос майнеров и геймеров на RTX 3060 будет дикий. У рядового пользователя еще долго не получится ее купить».

Российские реселлеры уже начали скупать видеокарту GeForce RTX 3060. Источник: Никита Пасичный

Однако прогноз на развитие ситуации у реселлеров оптимистичный. Все они говорят, что ажиотаж вокруг консолей может утихнуть уже летом. В то же время Bloomberg пугает, что кризис приставок нового поколения может захватить даже следующие новогодние праздники.

Считается, что от реселлеров страдают не только покупатели, но и сама Sony. По данным Bloomberg, из-за перекупщиков компания терпит убытки. Сами приставки производятся в минус из-за дорогостоящих полупроводников. Обычно эта разница покрывается за счет реализации игр для устройств, но именно их продажи сильно упали из-за действий перекупщиков.

ТОП 10 лучших игровых приставок 2021-2022 года:

1. Sony PlayStation 5 — новая эра игровой эволюции, будущее уже рядом

игровая приставка playstation

Характеристики:

  • тип: стационарная c оптическим приводом
  • объем встроенной памяти: 825 ГБ SSD
  • максимальное разрешение: 8K
  • производительность системы: 10.3 терафлоп
  • поддержка виртуальной реальности: да
  • беспроводные интерфейсы: Bluetooth, Wi-Fi 802.11ax 2.4 ГГц, 5 ГГц
  • проводные интерфейсы: USB x4, HDMI 2.1, Ethernet
  • совместимость с играми для приставок: PlayStation 4, PlayStation 5
  • размеры (ШxВxГ): 104x390x260 мм

Игровая консоль высшего класса со сверхбыстрым SSD. Благодаря этому игры загружаются быстро даже на самых высоких деталях. Благодаря имитации отдельных световых лучей технология может создавать реалистичные тени или отражения. Она еще больше увлекает вас в виртуальный мир. Консоль работает с новейшими телевизорами 4K. Он поддерживает обновление на уровне 120 Гц, что обеспечивает чрезвычайно плавный игровой процесс. Эта модель также поддерживает вывод изображения 8K.

Молниеносная скорость загрузки благодаря сверхскоростному накопителю SSD, невероятный эффект погружения благодаря тактильной отдаче, адаптивным спусковым кнопкам и 3D-звуку, а также потрясающие игры нового поколения для PlayStation.

PlayStation 5 использует чрезвычайно быструю и чрезвычайно дорогую SSD-память, предоставляя пользователю всего 667 ГБ пространства для данных.

Невероятно мощные центральный и графический процессоры, а также SSD-диск с интегрированной системой ввода-вывода перевернут ваше представление о возможностях консоли PlayStation.
Беспроводной контроллер DualSense для PS5 предлагает игрокам тактильную отдачу, дополняющую спектр ощущений от игры, адаптивные спусковые курки и встроенный микрофон – все эти функции прекрасно дополняют новый узнаваемый дизайн.

игровая приставка playstation

Одно из самых больших преимуществ новой консоли Sony — это ее контроллер. DualSense — это гигантский шаг вперед. Не только на фоне DualShock 4, но и на фоне колодок конкурентов. Адаптивные триггеры меняют все. Их сопротивление кончиками пальцев отражает ощущение стрельбы из пистолета или нажатия на газ, что раньше казалось невозможным. Sony проделала огромную работу, совершив настоящий прорыв.

Приставка имеет 8-ядерный процессор AMD Zen 2 с частотой 3,5 ГГц, у нее 16 ГБ оперативной памяти GDDR6, 825 гигабайт памяти SSD формата NVME на скорости от 5,5 до 9 гигабайт в секунду, а также дисковод 4К UHD Blu-Ray.

На данный момент расширение емкости PlayStation 5 вторым SSD невозможно. Жалко, потому что достаточно быстрые воспоминания в нужном виде уже доступны на рынке. Однако Sony не торопится с необходимым обновлением системы. Владельцы PlayStation 5 смогут расширить внутреннюю память консоли только на рубеже 2021 года . Это слишком долго. Особенно с учетом того, что владельцы Xbox Series могут использовать выделенные SSD с премьеры.

Мы не сомневаемся, что Sony со временем наполнит свою новую платформу потрясающими эксклюзивными играми. Она будет в точности как PlayStation 4 или даже лучше. Однако, когда просматриваете ресурсы PS Store, видите очень ограниченный каталог совершенно новых игр. Если бы не упомянутые ранее обновленные мультиплатформенные игры, пришлось бы поиграть только в Watch Dogs Legion и Assassin ‘Creed Valhalla.

Для игр на консоли инвестиции найти особенно трудно, так как процесс создания таких проектов долгий и трудоемкий в отличие от, например, создания мобильных игр, поэтому в них инвесторы вкладываются охотнее.

9) Спорный дизайн

Вот мы подобрались к наиболее субъективной причине отказаться от идеи купить Playstation 5 – спорный дизайн. Причем речь не столько о вызывающе несимметричной форме стандартной версии консоли, сколько о ее гигантских размерах. Совместными усилиями у дизайнеров и инженеров Sony удалось создать одну из самых массивных консолей за последние 30 лет – достойный результат, если была поставлена задача достигнуть новых антирекордов. Digital версия PS5 выглядит намного более элегантно, но размеры приставки до сих пор оставляют желать лучшего. Если вы придерживаетесь такого же мнения и не торопитесь с покупкой игровой приставки, то рационально подождать выпуска компактной Slim версии консоли нового поколения.

Почему вам НЕ стоит покупать Playstation 5 - 10 главных причин

10) Непоследовательная политика Sony

В течение всего 2020 года у поклонников продукции Playstation многочисленные и непоследовательные заявления исполнительного директора Sony Interactive Entertainment Джима Райана резонно вызывали непонимание. Например, летом Джим Райан гордо заявил о том, что «Сони верит в поколения» после слов Microsoft о релизе кросгенновых игр на разных поколениях приставок в течение первых двух лет после выпуска Xbox Series. Подкрепить свои слова Sony решила анонсом Horizon: Forbidden West и Spider-Man: Miles Morales исключительно на PS5. В дальнейшем оказалось, что оба проекта – кроссген и выйдут на PS4. Также примечателен отказ Джима Райана прямо отвечать на вопрос, выйдет ли God of War: Ragnarok только на PS5 или он дополнит коллекцию кроссген-игр.

Еще один пример непоследовательной политики – заявление о важности эксклюзивов для ПС5 и в то же время выпуск собственных игр на ПК, включая Horizon Zero Dawn и Death Stranding в этом году. В недавнем финансовом отчете компания подтвердила, что планирует выпускать еще больше игр на персональных компьютерах, но каких именно – секрет. Очевидно, что руководство Sony желает усидеть сразу на нескольких стульях, но избегая конкретики по каждой платформе ставит геймеров в тупик. Если у вас есть ПК и/или PS4 и вы планируете купить PS5 ради эсклюзивов, то не лишним будет подождать как минимум год, за который, вероятно, политика компании немного прояснится.

Оцените статью
warhammer-online.ru